Столкнувшимся с повышенными мерами безопасности на ярмарке и вокруг нее посетителям Art Basel в Майами-Бич в этом году непросто игнорировать политическую нестабильность в мире. Ее осознание усиливают работы, ясно дающие понять, что художественная ярмарка — даже в Майами, городе вечеринок у бассейна, — больше не может оставаться изолированным оазисом воздушных поцелуев и нестыдной коммерции.
«Нам кажется уместным представлять сегодня произведения с политическим содержанием», — говорит нью-йоркский дилер Эндрю Крепс. На его стенде можно увидеть инсталляцию из световых витрин Война по версии eBay (2010, около $85 тыс.) Хито Штейерль, посвященную тому, в какой мере война становится товаром.
Повышенное внимание сегодня привлекают проблемы миграции. Тот же Крепс выставляет «Церковные плакаты (Объединенная методистская церковь, Чикаго, член Нового движения храмов)» (2007–2008, $45 тыс.) Андреи Боуэрс — работу, посвященную иммигрантам в США. Произведение этой художницы на ту же тему можно найти и на стенде Kaufmann Repetto. Изображенный на нем слоган одновременно является названием — «22% депортируемых — родители граждан США» (2014, $36 тыс.).
Элизабет Ди привезла несколько запоминающихся картин Мириам Хан, на которых изображены беженцы (даты создания варьируются от 1973 до 2014 года, стоимость — от $14 тыс. до $30 тыс.). Беженцам посвящена и яркая инсталляция из множества пар обуви на индивидуальном стенде дубайского художника Хасана Шарифа у Александра Грея (от $20 тыс. до $200 тыс.).
На стенде у Рупена Калфаяна представлен проект Адриана Пачи, рассказывающий, как меняли свои имена албанские мигранты, уезжавшие после падения коммунистического режима в Грецию («Имена», 2015, €15–35 тыс.). «Поразительно, но все повторяется. Это очень актуально сегодня», — говорит галерист.
В числе других тем, поднимаемых на ярмарке этого года, — взаимоотношения между полами и расами, климатические изменения, религия и неравенство. На стенде Goodman Gallery «Теменос» (2007, $90 тыс.) Кенделла Джирса яркими неоновыми буквами рассказывает о духовном банкротстве глобализированного общества. У Алана Кристи лондонский художник Гордон Ченг в серии печатных работ «Минотавр 1–6» (2015, 20 экземпляров, $13,85 тыс. в обрамлении) выступает с критикой крайностей капитализма. Энрике Фариа привез «Список стран в соответствии с ВВП» («Номинал») (2014, $40 тыс.) мексиканца Эмилио Чапелы, поднимающего тему несправедливого распределения богатств в мире.
Впрочем, Майами все-таки остается Майами. Большинство серьезных работ радуют глаз. На стенде Neugerriemschneider — фирменные вещи китайского активиста Ай Вэйвэя и озабоченного проблемами экологии Олафура Элиассона. У Magazzino — «Объединенное ничто» дуэта Vedovamazzei (2015, три экземпляра, $17 тыс. каждый, один из них продан 2 декабря), увеличенное изображение граффити из Сараево 1990-х годов, демонстрирующее, по словам представителя галереи Габриеле Гаспари, что эти художники «работают с политикой, но в легкой манере».
Конечно, не обходится на ярмарке и без гламура, представленного в том числе Ким Гордон в 303 Gallery и Крисом Мартином у Anton Kern, но в целом на этот раз дилеры привезли более отрезвляющее, чем обычно, искусство, что, возможно, отражает состояние рынка, который, по мнению многих, уже не может игнорировать внешние события. «Так или иначе это касается всех нас», — говорит Энрике Фариа.