18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Под портретом Моны Лизы скрывалась еще одна женщина, грустная

По словам французского ученого Паскаля Котта, при помощи технологии отраженного света под существующим изображением Моны Лизы обнаружен еще один портрет. Об этом сообщает BBC.

Котт посвятил более десяти лет исследованию картины, и теперь ученый утверждает, что под верхним слоем самой знаменитой картины Леонардо да Винчи спрятан еще один, более ранний портрет. Реконструкция продемонстрировала наличие другого изображения, на котором таинственная улыбка отсутствует, а взгляд модели обращен в сторону.

В 2004 году ученый, сооснователь Lumiere Technology, получил доступ к картине, хранящейся в Лувре. Он разработал технику, получившую название «метод послойной амплификации» (LAM) и использовал ее для анализа «Моны Лизы». По словам Котта, эта техника предполагает облучение картины «серией сильных световых потоков», затем камера замеряет отражения этих потоков, и на основании этих данных можно реконструировать соотношение разных слоев изображения.

На протяжении более пяти десятков лет «Мону Лизу» подвергали целому ряду научных исследований. Среди наиболее актуальных техник инфракрасные исследования и мультиспектральное сканирование. Но Паскаль Котт утверждает, что его техника позволяет проникнуть в картину более глубоко. Он говорит: «Теперь мы имеем возможность анализировать, что происходит внутри красочных слоев и снимать слои картины, подобно луковице. Мы можем реконструировать всю хронологию ее создания ».

«Развеять множество мифов»

Считается, что Леонардо писал картину между 1503 и 1517 годами, когда работал в Флоренции и позднее во Франции. По поводу изображенной на полотне споры не утихали долгое время, однако наиболее вероятной версией считается предположение, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком.

Однако господин Котт заявляет, что его открытие ставит эту теорию под сомнение. Он полагает, что изображение, которое он реконструировал на нижнем слое картины Леонардо, и есть оригинальная Лиза кисти Леонардо, а на портрете, известном под названием «Мона Лиза» уже 500 лет, на самом деле изображена другая женщина. Ученый говорит: «Результаты развеяли множество мифов и навсегда изменили наши представления о шедевре Леонардо. Когда я закончил реконструкцию изображения Лизы Герардини, передо мной оказался портрет, совершенно не похожий на сегодняшнюю „Мону Лизу“. Это не одна и та же женщина».

Также он заявляет, что обнаружил еще два изображения под поверхностью картины: неотчетливые очертания портрета с более крупными головой, носом и руками, но менее крупными губами, а также еще одно напоминающее Мадонну изображение в жемчужном головном уборе.

«Мона Лиза и есть Лиза»

Мартину Кемпу, почетному профессору истории искусств Оксфордского университета, слова Паскаля Котта не кажутся убедительными. «Они [изображения Котта] замечательно показывают, о чем мог думать Леонардо. Но сама идея о том, что под поверхностью находится самостоятельная картина, не выдерживает критики. Я не верю в существование разных стадий, представляющих собой разные портреты. Я вижу это, скорее, как более или менее непрерывный процесс развития. Я абсолютно убежден в том, что Мона Лиза и есть Лиза», — говорит он.

С ним готов поспорить искусствовед Эндрю Грем-Диксон, автор нового документального фильма для ВВС под названием «Секреты Моны Лизы», основанного на исследовании связанных с полотном документов и научных открытий Котта. «Несомненно, это одна из историй века. Конечно, со стороны администрации Лувра последует некоторое сопротивление идее изменить название картины, поскольку то, о чем мы говорим, — это прощание с Моной Лизой. Это какая-то другая женщина», — уверен он.

В Лувре пока не комментируют заявления ученого.

Третьим будешь?

Не так давно стало известно о похожих открытиях после изучения знакового для развития искусства ХХ века произведения Казимира Малевича «Черный квадрат». Российские музейные специалисты вновь обратились к исследованиям картины, которые впервые были проведены в таком объеме и с помощью цифровых технологий. В результате выяснилось, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом — протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Таким образом, супрематический «Черный квадрат» представляет собой третье изображение на холсте. Кроме того, ученые выяснили, что то, что раньше принималось за автограф Малевича, на самом деле является надписью «Битва негров [предположительно] ночью», что может отсылать к картине 1882 года Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Исследование «Черного квадрата» будет продолжено, в том числе с привлечением ранних супрематических произведений Малевича из собрания Государственного Русского музея и амстердамского Стеделейк-музея.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+