18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петров-Водкин попал в переплет вместе с последователями и учениками

В «Галеев-галерее» 10 декабря открылась выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина», посвященная педагогической деятельности художника. Круг его последователей не менее важен и интересен, чем школы знаменитых коллег: Малевича, Матюшина, Филонова. Одновременно с ними Кузьма Петров-Водкин по-своему воспитывал художников новой формации, однако школа этого мастера куда менее изучена. И выставка в галерее Ильдара Галеева, а также опубликованный по этому случаю двухтомный труд фактически являются первыми попытками обобщения ее опыта.

Один из самых важных русских и советских художников, Кузьма Петров-Водкин преподавал больше двух десятков лет (1910–1932), воспитав в школе Елизаветы Званцевой, а затем в петроградской (ленинградской, многократно переформатированной и переименованной) Академии художеств сотни прямых и косвенных учеников.

Ученики художника, сами впоследствии мастера искусств, не всегда дорожили своими студенческими работами. Тем более важно реконструировать историю бытования школы по уцелевшим образцам. В основе экспозиции — биографии и произведения 1920-х годов 50 учеников Петрова-Водкина: Дмитриева, Самохвалова, Чупятова, Соколова, Эвенбах, Эфроса и других. Их работы предоставлены хранителями архивов художников, наследниками и частными коллекционерами.

Изданная «Галеев-галереей» двухтомная монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн», хотя и выпущена к конкретной выставке, имеет самостоятельное историко-культурное значение. Детальное, скрупулезное, тщательно выверенное исследование под руководством Ильдара Галеева, в подготовке которого участвовало три десятка музеев (коллекции России и ближнего зарубежья, а также институции Америки и Европы) и ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века, от Джона Боулта из Лос-Анджелеса до Мариники Бабаназаровой из узбекского Нукуса, определяет, что же это такое — «круг Петрова-Водкина». А параллели, проводимые некоторыми исследователями в текстах этой коллективной монографии с подобными виртуальными (и вполне конкретными) школами Казимира Малевича, Павла Филонова и Михаила Матюшина, позволяют понять главную амбицию двухтомника — проявить и предъявить миру еще одно законченное и самодостаточное коллективное явление в русском авангардном искусстве. Равном по значению общепризнанным ныне объединениям.

Эта кураторская задача в двухтомнике выполнена, даже слишком: огромное количество иконографического материала, а также новонайденных и приобщенных к делу документов и писем, факсимильно воспроизведенных вместе с репродукциями картин и графических листов, фотографий и воспоминаний являет миру оригинальный, изумительный мир учителя и его последователей.

Ведь метод Петрова-Водкина как художника и как педагога — в передаче странных искажений реальности, усвоенных учениками, самые последовательные из которых — это известные и пока не очень (большую часть второго тома составляют биографические очерки, распределенные по годам выпуска студентов из АХ) Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Рувим Фрумак, Борис Земенков и многие другие. И прежде всего неповторимые тонкости авторского стиля Петрова-Водкина, переданные им по эстафете единомышленникам. «Сферическая перспектива». Знаменитая «трехцветка». Система бинокулярного (в движении) пейзажа. Наклонные, «падающие композиции» интерьеров и натюрмортов, давным-давно ставших классикой. Не только в исполнении самого мастера.

10 декабря 2015 — 15 ноября 2016
«Галеев-галерея»

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+