ГАЗПРОМБАНК. КОЛЛЕКЦИЯ
Поддержка современного искусства – точка соприкосновения интересов The Art Newspaper Russia и Газпромбанк. Private Banking. На сайте TANR мы запускаем проект, посвященный современным художникам, работы которых уже есть в корпоративной коллекции Газпромбанка, и тем, которые могут в ней оказаться.
«Я не понимаю, почему современное искусство непременно должно быть визуально неприятным либо залаченным до омерзения, анекдотическим и провокативным», — эту филиппику произнес Никита Алексеев на вернисаже своей выставки «Ширмы» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева в 2007 году. Впрочем, в том или ином виде она звучала у него и прежде, а родилась, кажется, еще в 1990-е годы. Между тем этот обличитель современного искусства считается как раз одной из главных фигур в кругу московских концептуальных художников с конца 1970-х и по наши дни. В игровой иерархии этого сообщества, придуманной некогда его лидерами Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным, Алексееву было присвоено звание генерала, а плюс к нему — конспиративная кличка Часы. Как кажется, последнее очень точно отражает характер и образ мыслей непокорного генерала от contemporary art.
Биография
Родился в 1953 году. В 1968–1972 годах учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1973–1976 годах учился в Московском полиграфическом институте на отделении промышленной графики и дизайна. С 1976 года участник группы «Коллективные действия». С 1979 года один из организаторов Московского архива нового искусства (МАНИ). В 1982–1984 годах один из основателей и директор галереи АПТАРТ. В 1985–1990 годах жил и работал во Франции. С 1993 года живет и работает в Москве. В 1994–2004 годах заведующий отделом культуры еженедельника «Iностранец». В 2004 году стипендиат Kultur Kulturamt der Landeshauptstadt (Дюссельдорф), получил грант Фонда Иосифа Бродского, American Academy in Rome (visiting fellow), в 2009 году номинировался на премию в области современного искусства «Инновация», в 2010 году — на Премию Кандинского.Избранные выставки
1974 год — II Открытый просмотр картин на открытом воздухе, парк «Измайлово», Москва 1975 год — «Выставка произведений московских художников», ВДНХ, павильон «Дом культуры», Москва 1977 год — La nuova arte Sovietica: una prospettiva non ufficiale, Венецианская биеннале, Венеция 1984 год — «Для души и тельца» (совместно с Константином Звездочетовым), галерея АПТАРТ, Москва 1984–1985 годы — APTART. Moscow Vanguard of the ‘80s, Contemporary Russian Art of America, Нью-Йорк — Washington Project for the Arts, Вашингтон 1986 год — «Искусство против коммерции. Битца за искусство»: однодневная выставка-акция, Битцевский парк, Москва 1988 год — «ИсKUNSTво I», Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, Западный Берлин 1992–1993 годы — «Крестообразные песни». L-галерея, Москва a Mosca... a Mosca..., вилла «Кампольето», Геркуланум — Городская галерея современного искусства, Болонья Palais de L’arbre balai, Centre d’Art Contemporain «La BASE», Леваллуа-Перре, Франция 1994 год — II Цетинская биеннале, Цетинье (Черногория) «Тяжесть и нежность», L-галерея, Москва «Две луны», XL-галерея, Москва 2003 год — «Предсмертные рисунки. Всякое дыхание да славит Господа». Галерея Liza P./«Улица ОГИ», Москва Neue Ansaetze. Zeitgenoessische Kunst aus Moskau, Кунстхалле, Дюссельдорф 2003–2004 годы — Moskauer Conceptualizmus, Kupferstichkabinett, Берлин 2004 год — «Монтаж. Final Cut», «Е.К.АртБюро», Москва 2005 год — «Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960–2000-х годов» (в рамках I Московской международной биеннале современного искусства), Государственная Третьяковская галерея, Москва Международная биеннале современного искусства Second Sight (проект «Охотники за привидениями»), Национальная галерея, Прага 2006 год — «Осторожно, стекло», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музей личных коллекций, Москва 2007 год — I Международная биеннале современного искусства Heterotopia, Государственный музей современного искусства, Салоники (Греция) «54 зимы» (в рамках II Московской биеннале современного искусства), Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, Москва 2008 год — Russian Dreams, Bass Museum of Art, Майами-Бич (США) «Ширмы», Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва «Это есть. Этого нет. Это есть», галерея GMG, Москва 2009 год — «Троичная живопись и стихи. Вижу людей как деревья», Проект «Фабрика», Москва «Виды Заречья», Государственный центр современного искусства, Москва 2010 год — «Много-мало-мало-много», Stella Art Foundation, Москва Impressions, галерея GMG, Москва «Квазимир Мухлевич и другие» (совместно с Олегом Яковлевым), Галерея на Вспольном, Москва 2015 год — Landscapes in Three Languages, Narrative Projects Gallery, ЛондонРаботы находятся в коллекциях
Государственная Третьяковская галерея, Москва Коллекция Леонида Талочкина, Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Государственная коллекция современного искусства, Государственный центр современного искусства, Москва Московский музей современного искусства, Москва Московский дом фотографии, Москва Фонд культуры «Екатерина», Москва Kupferstichkabinett, Staatliche Museum zu Berlin, Берлин Музей Циммерли, Нью-Брансуик, США Художественный музей Нэшера в Университете Дьюка, Дарем, США Museo d’arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto (MART), Fondo Sandretti del ’900 russo, Роверето, Италия Частные коллекции Паоло Спровьери, Оливье Морана, Юргена Хартена и др.Начать с того, что Никита Алексеев — прирожденный эскапист, то есть он всегда избегал всяких застывших форм, приемов и практик. Например, он, один из основателей группы концептуалистов-перформансистов «Коллективные действия», в конце 1970-х дезертировал из нее. Заскучав от метафизики КД, впавшей, по его мнению, в рутину, он завязал дружбу с художниками-озорниками младшего поколения: Константином Звездочетовым, Юрием Альбертом, Михаилом Рошалем, Андреем Филипповым и другими — и устроил для них в собственной квартире галерею АПТАРТ (apartment art — «квартирное искусство»), которая несколько попортила кровь советским спецслужбам. «Аптартисты» немало глумились над совдействительностью, да и над старейшинами цеха отечественного концептуализма, создавая забавные абсурдистские, броские, яркие, подчас сделанные из бросового материала вещи. Сам владелец галереи не отставал от них. Для Алексеева это был способ ускорить ход его персональных «часов»: к тому времени в мире уже вовсю царило молодежное нью-вейв.
От начавшейся в стране перестройки Никита Алексеев тоже сбежал: предчувствие тотального кавардака и оголтелой вседозволенности привело его к мысли еще сильнее разогнать стрелки часов, то есть перебраться в страну с давно сложившимся цивилизованным обществом и соответствующим отношением к современному искусству, до которых в краю отечественных осин было еще далеко. Выезд (по фиктивному браку) и житье в Париже дали опыт общения, связи, знания, знакомства... и скуку. Где все налажено — там Алексееву не место. Он даже стал подписывать свои работы на иной манер — «Алексей Никитин».
В начале 1990-х в Москве, где все бурлило от импортных выставок мэтров современного западного искусства и от показов вчерашних отечественных нонконформистов, приехавшему из-за границы Алексееву оказали почет — его выставки прошли в первых московских галереях того времени: в «Первой галерее» Айдан Салаховой, в «L-галерее», а затем и в XL. К слову сказать, и позднее художника не оставляли своим вниманием продвинутые московские галереи, такие как GMG, Stella Art, частный выставочный зал «Гридчинхолл» и другие, в которых у него в 2000–2010-е годы были развернутые экспозиции.
Никита Алексеев сбежал и из этой, казалось бы, благополучной для местного современного искусства ситуации: он ушел в СМИ, став обозревателем и колумнистом газеты «Iностранец», а затем писал как арт-критик в такие профессиональные издания, как «Художественный журнал», «Искусство» и многие другие. Однако «генералу», теперь уже от критической прессы, стало скучно и в этом газетном мирке. И тут нельзя не удивиться его прозорливости.
С 2000-х годов начался какой-то новый Алексеев. И начался с минора — с серии «Предсмертные рисунки», которая продолжилась 50-метровым свитком «Монтаж. Final Сut». Ежедневно Никита Алексеев стал делать по одному «предсмертному» рисунку, представляя его как последний. Конечно, знатоку мирового contemporary art придет в голову знаменитый польско-французский художник-концептуалист Роман Опалка (1931–2011), который на протяжении всей своей жизни почти ежедневно отмечал цифрами на холстах, сделанными в подбор или в строку, мгновения своей жизни. Но это не совсем так. Русский художник все же не электронные часы и не цифровое табло. Он художник-литератор, беллетрист и сам себе литературный критик одновременно. Никита Алексеев всегда умел обаять аудиторию именно изобразительностью и занимательностью сопроводительных текстов. Вообще у него давняя ностальгия по недостижимому в наше время искусству мастеров прошлого, которых он знает очень хорошо — от западноевропейской классики до мастеров Японии и Китая.
Алексеев — великолепный стилизатор, но стилизатор — не фальсификатор и не имитатор, а, как бы сказали, фантазийный художник. Он умело пользуется формами и приемами старого искусства: изображениями в духе чеканных ранних ренессансных портретов в профиль или манерных персидских миниатюр, дальневосточных расписных ширм и свитков. Не случайно его известная филиппика завершается фразой: «С какой стати оно (современное искусство. — TANR) обязательно должно неуважительно относиться к достижениям мастеров былых времен?» То есть Алексеев любит переводить стрелки часов и назад.
Он также испытывает ностальгию по относительно недавним образцам современной мировой живописной школы — по опусам «цветовых полей» Марка Ротко, Кеннета Ноланда, Барнетта Ньюмана и других. И этому последнему всплеску живописности 1950–1960-х годов он посвятил свою большую выставку из 120 псевдогеометрических работ Impressions (галерея GMG, 2010). Однако без сопровождающих текстов московский художник, к тому же из разряда концептуалистов, не может обойтись. Тексты и изображения следуют у него параллельными рядами, и зритель сам должен определить для себя, что в этих работах главенствует.
Вообще Никита Алексеев во многом полагается на зрителя — на его культурный и визуальный опыт, на его культуру поведения. Например, свой 50-метровый рисованный свиток «Монтаж. Final Cut», который он выполнил к своему полувековому юбилею, Алексеев отдал на «расхищение» публике: каждый был волен вырезать и унести с собой понравившийся ему лист-фрагмент. В итоге на следующей выставке в галерее «Е.К.АртБюро» это живописное жизнеописание предстало в заметно урезанном виде.
Художник толерантно относится к реакции своих коллег и зрителей. Не так давно Алексеев был назначен послом республики Ужупис в России (действительно в 1990-е годы в этом районе Вильнюса, название которого переводится с литовского как «заречье», образовалась некая артистическая коммуна со своим правительством и даже бюджетом). И этому своему назначению художник посвятил одноименную выставку в Государственном центре современного искусства — «Заречье». В конституции вымышленной республики есть пункт, гласящий: «Каждый имеет право быть непонятым». Видимо, внутренние «часы» и «компас» Никиты Алексеева не подвели его и на этот раз: он нашел свою страну Утопию. Больше перебегать ему куда-либо, кажется, незачем.