18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Советское в картинках

Вышло масштабное исследование петербургского художника и издателя Михаила Карасика «Soviet Photobook 1920–1941».

В увесистом фолианте собраны результаты четырехгодичного исследования Михаилом Карасиком изданий о советском фотомонтаже второй четверти ХХ века. «Именно через книги, брошюры и фотоальбомы СССР транслировал всяческие проявления тоталитарной власти», — полагает сам автор.

Сквозной темой они проходили в фотокнигах представителей авангарда и художественного дизайна. «Трагедийная ночь» Александра Безыменского о строительстве Днепрогэса с фотомонтажами Владимира Грюнталя (1935) или поэма того же Безыменского «Комсомолия» (1928) с дизайном и фотомонтажом Соломона Телингатера, поэма Владимира Маяковского «Про это», иллюстрированная монтажом Александра Родченко (1923). Также в числе поэтов и художников, издания которых собраны в «Soviet Photobook 1920–1941» — Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Густав Клуцис, Валентина Кулагина, Елеазар Лангман, Эль Лисицкий, Георгий Петрусов, Сергей Сенькин, Варвара Степанова, Николай Трошин.

В проект вошло 160 самых искусных, необычно изданных и редких книг. Все они описаны, снабжены более 1,5 тыс. иллюстраций и биографиями писателей, журналистов, фотографов, дизайнеров.

«Мы не делали книгу, ориентируясь на библиофилов, антикваров и книжных дилеров. Задача была показать само явление — советскую фотокнигу предвоенного времени: ее развитие, тенденции — и в самой фотографии, и в дизайне книг», — поясняет Михаил Карасик.

Поэтому в его альбоме встречаются тонкие брошюры, важные по новаторским качествам оформления, например редкие книги с металлическими элементами или с обложками из алюминия, такие как «Паровоз на хозрасчете» (1931, дизайн Александра Родченко, фото Василия Савельева), «Государственный машиностроительный чугунолитейный завод „Красная песня“» (1932, дизайн Николая Седельникова, фото Михаила Прехнера).

Где-то на периферии прослеживается и логика развития центральной темы советской фотографии — от индустриального пейзажа к личности гражданина. Объемное эссе в самом начале книги раскрывает этапы развития и перемены в дизайне и фотографии 1920–1930-х годов.

В итоге «Soviet Photobook 1920–1941» выглядит своеобразной энциклопедией советской фотокниги. А заодно, что немаловажно, и отражением всего советского универсума той эпохи, буквально всех его сфер, от индустриализации (это вообще центральная тема), вождей революции, политических ценностей и идеалов до быта и воспитания детей.

«Советская детвора 1940», «Советские женщины 1939» — названия подглав броские, слегка сатирические («Жены инженеров»), отсылающие к советской пропаганде («Заветы Ленина всем женщинам Земли»).

Если по форме получилось нечто вроде фотоальбома, то по содержанию — книга-музей. Карасик запросто музеефицировал один из самых тяжелых периодов советской истории, приправив его разумной дозой романтики.

Огромный том вместил в себя 17 разделов на 636 полосах с текстами на английском языке. Книга рассчитана на западного читателя, издана тиражом 2,5 тыс. экземпляров на средства зарубежного издателя Манфреда Хайтинга, куратора, дизайнера и собирателя книг по истории фотографии.

«Soviet Photobook 1920–1941» уже передана в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, часть тиража предполагается отправить в западные библиотеки и музеи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+