Идея создания Музея современного искусства Санкт-Петербурга (МИСП) возникла в 1990 году. Решением Ленсовета формировать коллекцию будущего музея было поручено Центральному выставочному залу «Манеж».
Четверть века правительство Северной столицы выделяло деньги на закупку произведений современных художников. Однако вопрос о выделении помещения был решен властями только в декабре этого года. Музей получил юридический адрес на набережной канала Грибоедова в Малом зале Манежа.
Это комплекс, состоящий из главного здания со сводчатыми потолками и железными ставнями на окнах. У здания непростая дореволюционная история. Сначала он был построен как съезжий дом 2-й Адмиралтейской части, то есть полицейский участок, потом превращен в полицейский архив. После революции здание преобразовали в партийный архив, далее его место занял архив городского суда.
Музей уже получил государственный статус, и, по словам его директора Марины Джигарханян, в ближайшее время будет принят устав. Коллекция музея представляет искусство Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков начиная с 1910 года и по сегодняшний день. Широко представлены произведения объединения «Круг художников», например классиков советского периода Александра Ведерникова, Владимира Лебедева, Алексея Пахомова. Картины закупались у наследников и проходили утверждение через экспертный совет при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. XXI век представлен в собрании как традиционным искусством, так contemporary art’ом.
Как сказала Марина Джигарханян, средства на закупку произведений выделяют из городского бюджета. Но если раньше это происходило дважды в год, то сегодня, в условиях кризиса — только один раз. «Из всех городских музеев, которые представляют произведения на рассмотрение закупочной комиссии, — объяснила TANR Марина Джигарханян, — нам отдают предпочтение, зная о значимости нашей коллекции и о той серьезной работе, которую мы ведем».
Сотрудники музея ведут весь комплекс музейной работы: хранительскую, научно-исследовательскую и просветительскую. Был дважды издан альбом, который представляет собрание хотя бы в базовой его части. Коллекция уже не раз выставлялась за рубежом, а партнерами в Греции и Италии изданы каталоги к выставкам.
В Петербурге существуют другие музеи и центры современного искусства, например «Эрарта» и арт-центр «Пушкинская, 10». Марина Джигарханян считает, что они не могут быть конкурентами возглавляемому ею музею. «Пушкинская, 10» — это общественная организация, и ее коллекция представляет весьма ограниченный пласт художественного развития Санкт-Петербурга. «Эрарта» в основном занимается актуальными течениями современного искусства, это тоже частный музей. Собрание «Эрарты» не входит в государственный музейный фонд, ее коллекция числится на балансе как хозяйственное имущество, поэтому может подвергаться любому движению: продаваться, передаваться из рук в руки и так далее. У МИСП двойное подчинение — Комитету по культуре Санкт-Петербурга и Министерству культуры России.
Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский считает, что, хотя Музей современного искусства ХХ–ХХI веков Санкт-Петербурга, конечно же, нужен, функционировать он будет как локальная институция.
«В его коллекции в основном произведения художников Ленинградского отделения Союза художников, — сказал Боровский TANR. — В Ленинградском отделении Союза художников были и бездарности, и гении. Но хорошо, что такой музей открылся. Он очень важен на социологическом уровне».
Сегодня в музее уже открыты два зала, в них проходит выставка работ художника Виктора Данилова. Весной 2016 года будут открыты и другие помещения. «Мы надеемся знакомить зрителей с разными сторонами искусства нашего города, с его разноплановой художественной историей — официальной и неофициальной», говорится в официальном манифесте руководства МИСП.