18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После реставрации открылся цирк Чинизелли

Сегодня в рамках IV Международного культурного форума состоялось официальное открытие после капитального ремонта и реставрации Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке.

Здание бывшего цирка Чинизелли, построенное в 1877 году по проекту архитектора Василия Кенеля, — объект культурного наследия регионального значения и важная ландшафтная доминанта городского центра. Это первый в России стационарный каменный цирк, при строительстве которого были использованы уникальные для того времени технологии. Например, новое техническое решение купола, когда вместо традиционного использования колонн для подпорки большого сферического пространства был применен способ, позволивший замкнуть круглую сферу диаметром 49,7 м без единой внутренней опоры. Принципиально новую ребристую конструкцию купола спроектировали инженер Отто Крель и архитектор Рудольф Бернгард.

В роскошном оформлении интерьера были использованы малиновый бархат, позолота, зеркала. Изначально места в партере были рассчитаны на 1,5 тыс. человек, а общая вместимость с учетом галерки составляла 5 тыс. зрителей. До революции зал поделили на четыре зоны — от мест для элиты у самой арены до стоячей галерки. В каждую из них вела своя лестница, а в зале зоны отделялись друг от друга расписными барьерами. Их устанавливали для того, чтобы покупатели дешевых билетов не могли перебраться на более дорогие места. Бедняки и богачи не пересекались даже в холле. Для галерки предусмотрен отдельный вход со стороны Фонтанки. Центральный живописный барьер теперь восстановлен в ходе реконструкции, его украсили цветочные гирлянды и медальоны с головами лошадей.

С 1919 года, когда цирк перешел в собственность государства, здание претерпело множество переделок, приведших к существенным утратам в его внешнем облике и интерьерах. В январе 2013 года художественным руководителем цирковой труппы назначили Вячеслава Полунина, а в июле 2014 года цирк закрылся для проведения масштабных работ по реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению и приспособлению к современному использованию.

Специалисты проектного института ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) провели комплексные научные исследования всего здания. Между прочим, они показали, что за годы интенсивной эксплуатации купол, расположенный над зрительным залом, износился физически самым что ни на есть естественным образом: покрытие купольной части в виде железобетонной оболочки, сделанное еще во время ремонта 1960-х годов, пересекли глубокие и опасные трещины. Именно поэтому исторический купол в процессе работ демонтировали.

После его обследования реставраторы приняли решение сохранить конструкции исторического купола в интерьере. Уникальный купол XIX века, одно из сложнейших инженерных решений того времени, — предмет охраны здания, и по закону демонтировать его нельзя. Новая дублирующая несущая структура купола, расположенная над историческим куполом, была согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.

Воссоздание купола и фонаря со шпилем (весом 489 кг) в исторических пропорциях проекта Василия Кенеля с опорой на несущий пояс стало одним из сложнейших этапов работ. Все они выполнялись с максимальным сохранением подлинных деталей. В ходе капитального ремонта также усилили фундаменты и несущие конструкции исторического здания.

Реставраторы КБ ВиПС проделали колоссальную работу по выявлению утраченного исторического и архитектурно-художественного облика, деталей интерьера. Они провели разборку позднего междуэтажного перекрытия Царской ложи и других наслоений советского периода. Теперь цирку Чинизелли возвращены первоначальные объемы и планировка, восстановлен декор фасада.

В помещениях центрального вестибюля, кассового зала и тамбура главного входа демонтированы поздние покрытия полов с воссозданием (разумеется, по сохранившимся иконографическим материалам) покрытия полов из метлахской плитки. Нынешний главный вестибюль после реставрации стал более парадным. Колонны вновь украсили кариатиды и атланты, утраченные в 1960-е. Их копии тоже изготавливали по фотографиям.

Кроме того, реставраторы обновили скульптуру «Искусство» из двух фигур с лирой, венчающую ризалит. Ее сломали еще при советской власти и воссоздали вновь в 2003 году. Но за последние 12 лет композиция снова практически рассыпалась, теперь же ее копию изготовили из стойких полимерных материалов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+