Быть волонтером модно. Волонтеры ездят в детские дома и дома престарелых, волонтерская программа организаторов cочинской Олимпиады собрала 25 тыс. участников. Музеи стремятся быть в тренде, тем более если это позволяет экономить средства: в кризис на многие внутримузейные статьи расходов попросту не хватает полноценных бюджетов. Одно дело — нанять для распространения рекламы пиар-агентство, и совершенно другое — воспользоваться услугами добровольцев.
В Эрмитаже работа с волонтерами началась еще в 2003 году, когда город готовился к празднованию 300-летия. Эрмитаж является одной из визитных карточек Петербурга, часть торжеств проходила в стенах музея. Справиться с наплывом туристов помогли добровольцы, приехавшие из 75 стран. По словам начальника сектора по работе с волонтерами Эрмитажа Михаила Кожуховского, за 12 лет через музей прошло более 5 тыс. человек. Единовременно на мероприятии работает в среднем 50–100 волонтеров. У эрмитажных волонтеров есть исключительная возможность реализации собственных проектов, начиная с предложения своих идей по развитию музея и заканчивая воплощением их в жизнь совместно с музейными службами.
Сотрудница отдела эстетического воспитания Клуба юных искусствоведов, образовательного проекта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Наталья Гомберг отмечает, что потребность в волонтерах возникает с ростом количества масштабных мероприятий: «Кто-то ведь должен помочь гостям сориентироваться в происходящем. Публика зачастую не имеет полного представления обо всех возможностях музея. Так что необходимость в работе с посетителями очевидна». В ГМИИ значительная часть волонтеров прошла обучение в Клубе юных искусствоведов, это старшеклассники. «Они с большим удовольствием применяют недавно полученные знания на практике. Им нравится, что они выполняют полезную, значимую работу в одном из главных российских музеев. К тому же волонтеры — это наша публика, мы всегда рады их конструктивным предложениям и советам», — рассказывает Наталья Гомберг.
В Государственной Третьяковской галерее волонтерская служба существует с 2012 года. В настоящее время волонтерское сообщество Третьяковки — 200 человек, и без них не обойтись ни на Ночи музеев, ни на Ночи искусств. Они пишут статьи для соцсетей, помогают проводить социологические исследования и систематизировать данные. Среди них есть специалисты разного профиля, по преимуществу студенты-старшекурсники гуманитарных специальностей, начинающие искусствоведы. Волонтерская деятельность для некоторых из них — ступень на пути к профессиональной музейной работе. Нынешний куратор волонтерского сообщества — специалист по связям с общественностью Третьяковской галереи Софья Аксенова и сама начинала как волонтер, но вот уже два года она штатный сотрудник музея.
Осенью в Третьяковке опробовали новый формат взаимодействия с активом, для которого организовали деловую игру. «Хотя многие были уже знакомы с музейной работой, всегда интересно узнать о ее скрытых механизмах», — объясняет Аксенова.
Для волонтеров придумали сценарий, по которому они за полтора часа разработали концепцию выставки и подготовили все к ее реализации. Заранее была намечена тема и сделана выборка картин (окончательный отбор делали сами волонтеры), объединенных темой еды и кафе.
Собравшихся разбили на команды, в миниатюре воспроизводившие структуру музейных подразделений. Кураторский отдел подготовил концепцию и смоделировал будущее выставочное пространство. Пиар-отдел составил релиз, обзвонил несколько действующих СМИ и пригласил их на пресс-показ выставки. Отдел дизайна сделал афишу. Отдел мультимедиа подготовил видео- и фотоматериал. Команда открытия спланировала, кого из знаковых персон художественного сообщества необходимо позвать на вернисаж, придумала его сценарий. «Волонтеры много делают для музея, и мы решили с помощью этой деловой игры их отблагодарить», — говорит Софья Аксенова.
Подобные инструменты использует и ГМИИ, где в начале 2015 года прошла акция Я покажу тебе музей. Юные искусствоведы на день взяли на себя руководство музеем, заменив администраторов, смотрителей и экскурсоводов. Подготовка заняла несколько месяцев: волонтеры тщательно изучали работу музея. В конце ноября акцию повторили: волонтеры сделали квест по музею, показали перформанс Живые картины, рассказав посетителям о залах главного здания ГМИИ.
Создание волонтерского сообщества требует серьезных трудозатрат. «В первый год существования проекта волонтеру достаточно было просто заполнить анкету-заявку и получать рассылку, отзываясь на приглашение помочь. Постепенно система усложнилась. Появился юридический договор и регламент работы с волонтерами для сотрудников музея. Со временем каждый отдел, заинтересованный в сотрудничестве с волонтерами, сможет назначать куратора волонтерской работы, который будет постепенно вводить новичков в курс дела. Он будет передавать им задачи, которые сотрудники готовы доверить, и, само собой, контролировать ход работы», — объясняет Наталья Гомберг. В идеале волонтеры будут подспорьем в разных музейных сферах: маркетологи помогают службе маркетинга, а детские психологи — отделу эстетического воспитания.