18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусствоведы на час

№39
Материал из газеты

Зачем Третьяковке, Эрмитажу и Пушкинскому нужны волонтеры

Быть волонтером модно. Волонтеры ездят в детские дома и дома престарелых, волонтерская программа организаторов cочинской Олимпиады собрала 25 тыс. участников. Музеи стремятся быть в тренде, тем более если это позволяет экономить средства: в кризис на многие внутримузейные статьи расходов попросту не хватает полноценных бюджетов. Одно дело — нанять для распространения рекламы пиар-агентство, и совершенно другое — воспользоваться услугами добровольцев.

В Эрмитаже работа с волонтерами началась еще в 2003 году, когда город готовился к празднованию 300-летия. Эрмитаж является одной из визитных карточек Петербурга, часть торжеств проходила в стенах музея. Справиться с наплывом туристов помогли добровольцы, приехавшие из 75 стран. По словам начальника сектора по работе с волонтерами Эрмитажа Михаила Кожуховского, за 12 лет через музей прошло более 5 тыс. человек. Единовременно на мероприятии работает в среднем 50–100 волонтеров. У эрмитажных волонтеров есть исключительная возможность реализации собственных проектов, начиная с предложения своих идей по развитию музея и заканчивая воплощением их в жизнь совместно с музейными службами.

Сотрудница отдела эстетического воспитания Клуба юных искусствоведов, образовательного проекта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Наталья Гомберг отмечает, что потребность в волонтерах возникает с ростом количества масштабных мероприятий: «Кто-то ведь должен помочь гостям сориентироваться в происходящем. Публика зачастую не имеет полного представления обо всех возможностях музея. Так что необходимость в работе с посетителями очевидна». В ГМИИ значительная часть волонтеров прошла обучение в Клубе юных искусствоведов, это старшеклассники. «Они с большим удовольствием применяют недавно полученные знания на практике. Им нравится, что они выполняют полезную, значимую работу в одном из главных российских музеев. К тому же волонтеры — это наша публика, мы всегда рады их конструктивным предложениям и советам», — рассказывает Наталья Гомберг.

В Государственной Третьяковской галерее волонтерская служба существует с 2012 года. В настоящее время волонтерское сообщество Третьяковки — 200 человек, и без них не обойтись ни на Ночи музеев, ни на Ночи искусств. Они пишут статьи для соцсетей, помогают проводить социологические исследования и систематизировать данные. Среди них есть специалисты разного профиля, по преимуществу студенты-старшекурсники гуманитарных специальностей, начинающие искусствоведы. Волонтерская деятельность для некоторых из них — ступень на пути к профессиональной музейной работе. Нынешний куратор волонтерского сообщества — специалист по связям с общественностью Третьяковской галереи Софья Аксенова и сама начинала как волонтер, но вот уже два года она штатный сотрудник музея.

Осенью в Третьяковке опробовали новый формат взаимодействия с активом, для которого организовали деловую игру. «Хотя многие были уже знакомы с музейной работой, всегда интересно узнать о ее скрытых механизмах», — объясняет Аксенова.
Для волонтеров придумали сценарий, по которому они за полтора часа разработали концепцию выставки и подготовили все к ее реализации. Заранее была намечена тема и сделана выборка картин (окончательный отбор делали сами волонтеры), объединенных темой еды и кафе.

Собравшихся разбили на команды, в миниатюре воспроизводившие структуру музейных подразделений. Кураторский отдел подготовил концепцию и смоделировал будущее выставочное пространство. Пиар-отдел составил релиз, обзвонил несколько действующих СМИ и пригласил их на пресс-показ выставки. Отдел дизайна сделал афишу. Отдел мультимедиа подготовил видео- и фотоматериал. Команда открытия спланировала, кого из знаковых персон художественного сообщества необходимо позвать на вернисаж, придумала его сценарий. «Волонтеры много делают для музея, и мы решили с помощью этой деловой игры их отблагодарить», — говорит Софья Аксенова.

Подобные инструменты использует и ГМИИ, где в начале 2015 года прошла акция Я покажу тебе музей. Юные искусствоведы на день взяли на себя руководство музеем, заменив администраторов, смотрителей и экскурсоводов. Подготовка заняла несколько месяцев: волонтеры тщательно изучали работу музея. В конце ноября акцию повторили: волонтеры сделали квест по музею, показали перформанс Живые картины, рассказав посетителям о залах главного здания ГМИИ.

Создание волонтерского сообщества требует серьезных трудозатрат. «В первый год существования проекта волонтеру достаточно было просто заполнить анкету-заявку и получать рассылку, отзываясь на приглашение помочь. Постепенно система усложнилась. Появился юридический договор и регламент работы с волонтерами для сотрудников музея. Со временем каждый отдел, заинтересованный в сотрудничестве с волонтерами, сможет назначать куратора волонтерской работы, который будет постепенно вводить новичков в курс дела. Он будет передавать им задачи, которые сотрудники готовы доверить, и, само собой, контролировать ход работы», — объясняет Наталья Гомберг. В идеале волонтеры будут подспорьем в разных музейных сферах: маркетологи помогают службе маркетинга, а детские психологи — отделу эстетического воспитания.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+