18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Искусствоведы на час

№39
Материал из газеты

Зачем Третьяковке, Эрмитажу и Пушкинскому нужны волонтеры

Быть волонтером модно. Волонтеры ездят в детские дома и дома престарелых, волонтерская программа организаторов cочинской Олимпиады собрала 25 тыс. участников. Музеи стремятся быть в тренде, тем более если это позволяет экономить средства: в кризис на многие внутримузейные статьи расходов попросту не хватает полноценных бюджетов. Одно дело — нанять для распространения рекламы пиар-агентство, и совершенно другое — воспользоваться услугами добровольцев.

В Эрмитаже работа с волонтерами началась еще в 2003 году, когда город готовился к празднованию 300-летия. Эрмитаж является одной из визитных карточек Петербурга, часть торжеств проходила в стенах музея. Справиться с наплывом туристов помогли добровольцы, приехавшие из 75 стран. По словам начальника сектора по работе с волонтерами Эрмитажа Михаила Кожуховского, за 12 лет через музей прошло более 5 тыс. человек. Единовременно на мероприятии работает в среднем 50–100 волонтеров. У эрмитажных волонтеров есть исключительная возможность реализации собственных проектов, начиная с предложения своих идей по развитию музея и заканчивая воплощением их в жизнь совместно с музейными службами.

Сотрудница отдела эстетического воспитания Клуба юных искусствоведов, образовательного проекта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Наталья Гомберг отмечает, что потребность в волонтерах возникает с ростом количества масштабных мероприятий: «Кто-то ведь должен помочь гостям сориентироваться в происходящем. Публика зачастую не имеет полного представления обо всех возможностях музея. Так что необходимость в работе с посетителями очевидна». В ГМИИ значительная часть волонтеров прошла обучение в Клубе юных искусствоведов, это старшеклассники. «Они с большим удовольствием применяют недавно полученные знания на практике. Им нравится, что они выполняют полезную, значимую работу в одном из главных российских музеев. К тому же волонтеры — это наша публика, мы всегда рады их конструктивным предложениям и советам», — рассказывает Наталья Гомберг.

В Государственной Третьяковской галерее волонтерская служба существует с 2012 года. В настоящее время волонтерское сообщество Третьяковки — 200 человек, и без них не обойтись ни на Ночи музеев, ни на Ночи искусств. Они пишут статьи для соцсетей, помогают проводить социологические исследования и систематизировать данные. Среди них есть специалисты разного профиля, по преимуществу студенты-старшекурсники гуманитарных специальностей, начинающие искусствоведы. Волонтерская деятельность для некоторых из них — ступень на пути к профессиональной музейной работе. Нынешний куратор волонтерского сообщества — специалист по связям с общественностью Третьяковской галереи Софья Аксенова и сама начинала как волонтер, но вот уже два года она штатный сотрудник музея.

Осенью в Третьяковке опробовали новый формат взаимодействия с активом, для которого организовали деловую игру. «Хотя многие были уже знакомы с музейной работой, всегда интересно узнать о ее скрытых механизмах», — объясняет Аксенова.
Для волонтеров придумали сценарий, по которому они за полтора часа разработали концепцию выставки и подготовили все к ее реализации. Заранее была намечена тема и сделана выборка картин (окончательный отбор делали сами волонтеры), объединенных темой еды и кафе.

Собравшихся разбили на команды, в миниатюре воспроизводившие структуру музейных подразделений. Кураторский отдел подготовил концепцию и смоделировал будущее выставочное пространство. Пиар-отдел составил релиз, обзвонил несколько действующих СМИ и пригласил их на пресс-показ выставки. Отдел дизайна сделал афишу. Отдел мультимедиа подготовил видео- и фотоматериал. Команда открытия спланировала, кого из знаковых персон художественного сообщества необходимо позвать на вернисаж, придумала его сценарий. «Волонтеры много делают для музея, и мы решили с помощью этой деловой игры их отблагодарить», — говорит Софья Аксенова.

Подобные инструменты использует и ГМИИ, где в начале 2015 года прошла акция Я покажу тебе музей. Юные искусствоведы на день взяли на себя руководство музеем, заменив администраторов, смотрителей и экскурсоводов. Подготовка заняла несколько месяцев: волонтеры тщательно изучали работу музея. В конце ноября акцию повторили: волонтеры сделали квест по музею, показали перформанс Живые картины, рассказав посетителям о залах главного здания ГМИИ.

Создание волонтерского сообщества требует серьезных трудозатрат. «В первый год существования проекта волонтеру достаточно было просто заполнить анкету-заявку и получать рассылку, отзываясь на приглашение помочь. Постепенно система усложнилась. Появился юридический договор и регламент работы с волонтерами для сотрудников музея. Со временем каждый отдел, заинтересованный в сотрудничестве с волонтерами, сможет назначать куратора волонтерской работы, который будет постепенно вводить новичков в курс дела. Он будет передавать им задачи, которые сотрудники готовы доверить, и, само собой, контролировать ход работы», — объясняет Наталья Гомберг. В идеале волонтеры будут подспорьем в разных музейных сферах: маркетологи помогают службе маркетинга, а детские психологи — отделу эстетического воспитания.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+