Потрясающий цикл настенных и потолочных картин Якопо Тинторетто в венецианской Скуола Гранде ди Сан-Рокко можно увидеть буквально в новом свете.
Двадцать пять полотен Верхнего зала смотрятся совершенно иначе благодаря реставрации, в ходе которой окружающий их резной мрамор очистили от многовекового слоя сажи, а Страсти Христовы в зале Альберго подсвечиваются светодиодными лампами.
Такие изменения важны именно для творчества Тинторетто, экспериментировавшего с темной палитрой, еще более потемневшей за века. Спонсором проекта, начавшегося в 2012 году, выступил производитель швейцарских часов класса люкс Jaeger-LeCoultre.
«Очистка мрамора отняла немало времени и творческих сил», — говорит викарий Деметрио Сональони. Копоть от свечей накапливалась веками.
Первыми обработке подвергли окна со средником и алтарные скульптуры XVII века авторства Джироламо Кампаньи на втором этаже, затем Верхний зал. Работами руководила частный реставратор Моника Виаль. Специалисты наносили на мрамор полосы мокрой бумаги и оставляли их на поверхности, чтобы размочить грязь, после чего ее было можно удалить кистью. Для устранения гари также использовался пар.
Результаты реставрации поразительны: мраморные панели, долгое время притворявшиеся бронзовыми, обрели естественный серый цвет, а мелкие детали высеченных на них сцен стали хорошо различимы.
«[Для общей декоративной схемы здания] мрамор не менее важен, чем полотна», — говорит Сональони. Венецианские братства соревновались друг с другом, каждое стремилось превзойти соседей, построив для себя самое роскошное здание, поэтому к работам привлекались искуснейшие художники и ремесленники.
В зале Альберго, знаменитом сценами Страстей Христовых и потолочным медальоном с изображением святого Роха, внимание посетителей направляет новая система освещения. Двадцать светодиодных осветительных приборов на дистанционном управлении настроены так, чтобы высвечивать ключевые фрагменты картин — с потолка и вниз к полотнам на стенах. «Мы используем освещение, чтобы рассказать историю Страстей», — говорит викарий и добавляет, что ему хотелось бы установить аналогичную схему освещения и в Верхнем зале.