18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Битва абстракций, или Про любовь к мертвому

В книге Олега Аронсона и Елены Петровской «Что остается от искусства» подводятся итоги ХХ века, критикуется коммерческая направленность современного искусства, вводится фигура «философа» и объясняется новый тип потребления прекрасного.

Почти все видели храм Христа Спасителя. Место его дислокации пережило массу трансформаций: храм — котлован — бассейн — храм. В 1932 году появляется грандиозный и монструозный проект Дворца Советов; массивная многоэтажная конструкция дворца была увенчана фигурой Ленина, само здание служило постаментом. Неосуществленный проект публикуют в газете. Там же появляется письмо железнодорожного диспетчера. Он жаловался, что у него украли его проект, который на бумаге выглядел так: «В его основании пятиконечная звезда, а на самом верху расположена группа людей, держащих на своих плечах огромный шар, увенчанный фигурой Ленина». Елена Петровская задает вопрос: «Что именно узнал диспетчер в опубликованном проекте? Полагаю, что он узнал свою мечту».

Философы Олег Аронсон и Елена Петровская в своих лекциях и интервью, собранных под одной обложкой, говорят об изменении восприятия искусства. Точка невозврата для них — «Черный квадрат» Казимира Малевича, «погубивший представление о форме». Позже умерло и представление об эстетике, ведь «Квадрат» Малевича не эстетическое произведение, но жест, открывающий дорогу в «сферу искусства» для «тех, кто раньше от искусства был отлучен». Весь XX век — процесс перехода от формы к бесформенности, от изображения к действию: «реди-мейд, поп-арт, концептуализм, акционизм продолжают событие „Черного квадрата“».

Разговор про XX век выливается в обсуждение проблем, пульсирующих и сегодня. Жесты, возникшие в XX веке, прекрасно продаются — монетизация современного искусства связана, как это ни парадоксально, с его абстрактностью. Есть ли у нас критерии для оценки того, что мы видим в галереях? «Чаще всего они берутся из традиционного искусствознания либо изобретаются для каждого данного случая, это делает его предельно абстрактным; настолько абстрактным, что оно начинает конкурировать с такой предельной абстракцией, как деньги, и, как следствие, становится инструментом финансового рынка».

Сегодня единственным критерием существования в обществе все чаще признается финансовый успех. Институции contemporary art’a уже фактом своего существования и финансирования говорят о том, что это надо капиталу, для престижа, развития символического рынка или «для фана».

Современное искусство растет в цене, но о его ценности говорить почти невозможно. Нельзя выразить свое отношение к нему напрямую. Это связано с особым типом восприятия. «Я наблюдаю, как люди ходят по музею. Что они делают, как правило? Они читают подписи. Это новый тип восприятия — прочесть подпись и зафиксировать причастность произведению искусства, которого ты коснулся взглядом...» — говорит Аронсон. Восприятие тегов и меток как будто переносит тип сетевого мышления в реальную жизнь, восприятие как отметка, скорее, говорит о намерении: «я пришел смотреть на искусство».

Кроме художника и зрителя, авторы книги вводят еще одну фигуру — философа, не включенного в индустрию современного искусства и от нее независимого. Но лишь обозначают контуры современности: «Сегодня быть причастным к искусству очень трудно, почти никто не может этим похвастаться. Причастность — это не принадлежность институции. Напротив, это связь с искусством вне возможных форм институциализации. Это скорее ущерб, чем достижение, скорее риск, чем благополучие».

Критика индустрии современного искусства — это недоверие площадкам, арт-критикам, художникам и кураторам, обслуживающим рынок. И тут предлагаются варианты спасения, основанного на бегстве от диктатуры публичности, монетизации, за которой следует присвоение произведений и художников рынком, когда зритель оказывается перед «людьми, которые называют себя художниками и выставляются в галереях. Все эти художники — убийцы искусства. Когда мы приходим в музей, там нет никакого живого искусства. Там может быть искусство, которым мы восхищаемся, — но мы понимаем, что это любовь к мертвым».

Авторы приглашают к размышлению о двух возможных и сопряженных друг с другом путях развития «нового» искусства: неискусство и поступок.

«Неискусство — это когда у туалета на выставке „Русское бедное“ найдется покупатель и не найдется продавца», — утопически пишет Олег Аронсон, а Елена Петровская уточняет: «Неискусство — это то, в чем произведение выступает некоторым симптомом, когда оно себе не равно, или то, что оно через себя выявляет». Петровская анализирует, например, «двойное дно» фотографий Бориса Михайлова, постановочную серию снимков бомжей, оголяющих части тела.

Все материалы сборника «Что остается от искусства?» обращены в прошлое для работы с настоящим каждого человека. Крайне важным сегодня становится проблема осознания своих действий. Елена Петровская проецирует поступок Pussy Riot на общество в целом, на каждого его участника. «Этот поступок словно бы предупреждает: вместо того чтобы проецировать на него свои взгляды, правила и ожидания, мы должны учиться у него самого — быть другими, учиться по-другому понимать и говорить».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+