Словосочетание mon plaisir (фр. «мое удовольствие») рисует в воображении роскошь придворной жизни XVIII века. В замечательной книге Аннетт Каролин Кремер рассказывается об одной из самых необычных в Священной Римской империи коллекций. Не удовольствовавшись большими кукольными домиками, что были в моде на рубеже XVII–XVIII столетий, Августа Доротея фон Шварцбург (1666–1751) создала целый город с 2 тыс. кукол, рассаженных по разнообразным интерьерам, иллюстрирующим самые разные стороны жизни маленького тюрингского двора.
Велик соблазн отнести Августу Доротею всего лишь к расточительным представительницам мелкой аристократии, в распоряжении которой после смерти мужа в 1716 году оказалось слишком много свободного времени. Однако это неверно.
Во-первых, ее муж граф Антон Гюнтер II фон Шварцбург-Зондерсхаузен цу Арнштадт (1653–1716) был представителем весьма энергичной и прославленной Тюрингской династии, а в 1697 году получил княжеский титул. Его супруга, именовавшаяся герцогиней Августой Доротеей, была дочерью влиятельного северогерманского князя и известного коллекционера герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1633–1714).
Во-вторых, работу Августа Доротея начала еще в 1690 году, продолжая до конца своей жизни. Да и затраты на увлечение были весьма скромными по сравнению с 200 тыс. рейхсталеров, потраченных ее супругом на коллекцию монет, перед своим банкротством. Постоянной нехваткой средств Августа Доротея обязана даже не расточительности мужа, но отказом его брата выделить полагавшуюся ей часть наследства после смерти Антона Гюнтера. В 1751 году Mon Plaisir оцененили всего в 600 рейхсталеров.
Большую часть работы (изготовление одежды, сборку кукол) герцогиня выполнила сама. Туловищами кукол, шкафами и отделкой комнат занимались придворные мастера. Тончайшие кукольные головы из воска делали монахи-капуцины, а сцены монастырской жизни — сестры из одного эрфуртского монастыря. Сервизы и предметы интерьера заказывали на местных фарфоровой и фаянсовой фабриках.
Несмотря на то что ни каталогов, ни гравюр, изображающих коллекцию, не сохранилось, Аннетт Каролин Кремер удалось реконструировать расположение ее многочисленных составляющих и элементов декора.
Исследовательница предполагает, что Mon Plaisir служил для Августы Доротеи способом описания собственной жизни, своеобразной зашифрованной трехмерной автобиографией. А в числе тех, кого она вдохновила, был Фредерик, принц Уэльский, который, как рассказывает Гораций Уолпол, принял решение построить «детский домик» в Кью именно после визита к «вдовствующей герцогине Брауншвейгской», где «он пришел в восторг от ее идеи воспроизвести в миниатюре придворную жизнь».
Однако после смерти Августы Доротеи коллекцию забыли. В 1765 году замок Аугустенбург продали под снос; Mon Plaisir отдали в приют и вернули лишь в 1881 году. Сегодня от нее осталась 391 кукла и около 2 тыс. миниатюрных предметов, распределенных по 80 комнатам в 26 деревянных ящиках. Коллекция выставлена в замке Арнштадт, где теперь можно составить живое впечатление об этом потрясающем труде всей жизни герцогини Августы Доротеи.