Мародерство носит организованный характер, а обычные люди объединяются, чтобы защитить археологические зоны.
Несмотря на кровопролитие и хаос последних трех месяцев, простые египтяне объединяются, пытаясь защитить от разграбления археологические зоны, музеи и памятники, ведь культурное наследие страны в опасности. Граждане самоорганизовались, чтобы сохранить такие археологические зоны, как Дахшур, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и Арабэль-Хисн, часть древнего Гелиополя. Кроме того, активисты используют социальные сети в попытках обнаружить предметы, украденные из музеев.
Систематическое разграбление
Борьба оказалась более чем серьезной: в процессе эскалации насилия после жестокого подавления демонстраций «Братьев-мусульман» в середине августа многие древние храмы и монастыри по всей стране подверглись нападениям. Национальный музей Маллави, располагающийся в 300 км от Каира, был разграблен. Он знаменит своей коллекцией памятников из Амарны, куда около 1350 года до н. э. перенес столицу фараон Эхнатон. Сообщалось, что из 1089 экспонатов в целости осталось только 49. Во время подписания в печать английского номера нашей газеты стало известно, что местные власти сумели найти часть украденных предметов. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова осудила разграбление музея Маллави и разрушение памятников, церквей и мечетей в Верхнем Египте, Эль-Фаюме и Каире. По ее словам, это наносит колоссальный ущерб истории и самобытности египетского народа.
Когда в июне 2012 года президентом был избран Мохаммед Мурси, казалось, что наступит поворот не только в политическом руководстве Египта, но и в деле охраны культурного наследия. Но мародерство, развернувшееся после январской революции 2011 года, не прекратилось. Спрос на египетские древности всегда был высок, и в отсутствие надлежащей охраны организованные банды систематически расхищали памятники культуры и продавали награбленное за границу. Министерство древностей Египта не справилось с этой проблемой, потому что различные его департаменты не сумели наладить совместную работу. Именно по этой причине в июне подал в отставку директор Департамента по репатриации древностей Осама эль-Нахас. Кроме того, сказалось отсутствие денег и политической поддержки.
Вооруженные банды
Среди наиболее пострадавших археологических зон — Абусир-эль-Мелек в Среднем Египте. Как говорит египетский археолог Моника Ханна, банды примерно из 30 человек, вооруженные пулеметами, копают по ночам, и сейчас там царит хаос: всюду валяются кости и отбракованные куски раскрашенных гробов, которые местные смотрители жгут, чтобы вскипятить воду для чая. Резные изображения и иероглифические надписи вырублены и проданы торговцам древностями. О плачевном состоянии археологической зоны было сообщено в Министерство древностей, но положение не улучшилось. В располагающемся к югу от пирамид Гизы Дахшуре, включенном в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, произошла другая история. Здесь в начале года было нелегально устроено кладбище, и вооруженные люди стали раскапывать окрестности пирамид. Археологи и местная общественность воспротивились этому и три месяца вели кампанию в Интернете, в том числе в соцсетях. Это привлекло к Дахшуру всемирное внимание, и в результате Мохаммед Ибрагим, который был министром древностей с 2011 года до мая 2013 года и вернулся на свой пост в июле, попросил защиты у армии, так что Дахшур теперь охраняется военными, а кладбище должно быть убрано.
Араб-эль-Хисн, часть древнего Гелиополя, окруженный новыми районами Каира, также был спасен благодаря вмешательству волонтеров. В июне, во время беспорядков, местная банда заявила, что захватит эту археологическую зону, покрытую мусором, и начнет там строительство. Чтобы привлечь внимание к ситуации в Араб-эльХисне и остановить бандитов, волонтеры использовали социальные сети и помогли министерским чиновникам организовать очистку территории и ее охрану.
Тем временем Моника Ханна организовала оперативную группу по защите египетских культурных ценностей, она должна отслеживать ситуацию с памятниками, которым грозит опасность. Группа призывает население сообщать о нападениях на археологические зоны. Это только одно из недавно созданных общественных движений, борющихся с преступлениями против памятников. Есть и другие: «Спасем Каир», «Спасем Порт-Саид» и «Спасем Александрию».
Политический кризис
Мохаммед Ибрагим говорит, что предпринимает дальнейшие меры по защите исторических ценностей. Однако археологи протестуют против его повторного назначения на пост министра: они недовольны тем, что он не смог остановить кризис. Заи Хавасс, бывший глава Высшего совета по делам древностей, сказал: «Он полтора года ничего не делал. Чтобы справиться с ситуацией, министр должен иметь план».