В петербургском Новом музее 17 декабря открылась выставка «Иван Сотников. Живопись XX–XXI веков» — первая большая ретроспектива умершего в прошлом месяце художника. Куратор — признанный специалист в области петербургского искусства рубежа веков, сотрудник отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева задумала выставку и начала готовить ее вместе с художником весной этого года, собрав произведения из двух десятков частных коллекций.
Иван Сотников был одним из самых творчески плодовитых петербургских авторов даже среди «Новых художников», для которых художественная витальность была почти обязательным качеством. Именно «новые» взяли на вооружение «всёчество» Михаила Ларионова, увиденного ими на выставке в Русском музее в 1980 году. Закономерно, что эпиграфом к ретроспективе служит одна из «ларионовских» «Венер» 1912 года — но написана она на самом деле Иваном Сотниковым и сейчас хранится в собрании семьи Тимура Новикова. Самым началом 1980-х датируются первые вещи Сотникова на выставке, отчаянно-живописные городские пейзажи и натюрморты. В экспозицию вошли работы в большинстве своем камерного формата, хотя известно, что художник справлялся и с двух-трехметровыми холстами.
Ивана Сотникова числили своим разом и «Новые художники» — ленинградские денди и модники, и посконные «Митьки». Все его творческое наследие очень условно можно разделить на две части — Екатерина Андреева точно называет их «картины с натуры» и «картины из головы». Пейзажи и натюрморты естественно встраиваются в отечественную традицию «негромкого» искусства, известную в Петербурге с 1930-х годов и идущую от мастеров «Круга художников». Другая часть — стремящиеся к изобразительному знаку серии с машинами, снежинками, елками, черепами — ассоциируется с живописным неоварварством АР Пенка и Кита Харинга. В живописи Сотникова, как редко у кого, сочетаются глубина и легкость — эти работы просто сделаны, но сложно устроены. Все, что становилось сюжетом его искусства, будь то заснеженная церковь или перевозивший ракету «Буран» самолет «Мрия», оказывалось радостным, почти задорным — этим свойством отличался Иван Сотников не только как художник, но и как клирик Русской православной церкви. Единственное, чего недоставало на вернисаже выставки по всеобщему ощущению, — это живого автора.