18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женщины это делают лучше? По крайней мере ни в чем не уступают мужчинам

№39
Материал из газеты

В Париже решили показать всю историю женской фотографии, подробно и в лицах

Выставка Кто боится женщин-фотографов? — это рассказ о женщинах в истории фотографии, коллективный реванш тех, кого в лучшем случае считали подмастерьями у истинных фотографов — отцов или мужей. Рассказ пристрастный, несомненно, феминистский, убедительный и очень подробный. Настолько подробный, что его пришлось разбить на две главы и развести по двум музеям: в Музее Оранжери собраны фотографии с 1839 по 1919 год, в Музее Орсе — с 1918 по 1945-й. Всего 165 имен, преимущественно французских, американских и британских. От фотографов-любителей середины XIX века, дам обеспеченных и образованных, среди которых попадались даже принцессы (как, например, Александра Датская, увлекавшаяся фотоколлажем), до профессионалов конца XIX — начала XX века, когда женщины с фотоаппаратом, бывшие модели и ассистентки, начали составлять серьезную конкуренцию мужчинам-фотографам (Ли Миллер и Ман Рэй, Тина Модотти и Эдвард Уэстон).

На синем фоне изображены белые лапы папоротников, водоросли и какие-то стебельки — рисунок из учебника по биологии, какая же это фотография? Самая настоящая, одна из первых «женских» фотографий. Ее автор — англичанка, известный ученый-ботаник Анна Аткинс (1799–1871), которой повезло приятельствовать с изобретателем цианотипии Джоном Гершелем. Она быстро освоила этот старинный способ печати, при котором снимки получались с голубым оттенком, и стала выпускать фотоальбомы по своим научным интересам.

Найти собственную нишу женщинам-фотографам было непросто. Сначала они снимали то, что им ближе всего, то есть себя и детей. Томные, с распущенными волосами, перед зеркалом, за бокалом вина, с младенцем на руках — все эти портреты, как правило, делались в спальне, куда мужской камере дверь была закрыта. «Она была тираном», — говорили про Джулию Маргарет Кэмерон (1815–1879), одну из первых и главных портретисток викторианской эпохи. Снимки же исполнены неги и красоты, словно отпечатали картины прерафаэлитов.

Постепенно в женском объективе начинают появляться и мужчины. Сначала как отцы — с детьми и в доме, потом — одни, знаменитые (Марк Твен, Огюст Роден в объективе американки, классика пикториализма Гертруды Кезебир) и голые (скандальные ню Имоджен Каннингем, ключевой фигуры американской фотографии XX века и борца за права женщин).

В XX веке женщины-фотографы уверенно заступают на мужскую территорию — все, что раньше считалось мужским, теперь становится общим: женщины идут на фронт и в кабинеты политиков, снимают эротику и архитектуру, работают с модными журналами и в рекламе. Американка Маргарет Бурк-Уайт — первый военкор. Она же оказалась в Москве в июне 1945 года: снимала для Life, выходила в эфиры CBS.

Особое место на выставке отведено автопортретам. Сюрреалистка Клод Каон множит себя в виде бесполого андрогина, Диана Арбус полуобнажается буквально в кадре, а стриженная под мальчика Флоранс Анри просто смотрит из зеркала. И не забыть зрителю ни этого взгляда, ни этой выставки.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+