18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Палаты раздора

№39
Материал из газеты

Государство медлит со спасением палат Пожарских — самого знаменитого из пустующих памятников в центре Москвы, находящегося в аварийном состоянии. Положение их кажется критическим

Даже в плачевном состоянии главный дом усадьбы — один из самых ценных исторических объектов Москвы. Палаты XVII века, принадлежавшие князю Дмитрию Пожарскому (от них нетронутым остался подвальный этаж, но спускаться туда опасно), при Петре I были расширены, и в 1812-м особняком владел военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин. Лето 1812 года в доме провел Николай Карамзин, сюда привезли раненого князя Багратиона, отсюда был отдан приказ о поджоге столицы. При Советах памятником владели «органы»: ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ… В 1970-х разработали секретный проект реставрации усадьбы на Мясницкой улице. Тогда и покрасили первый этаж главного дома — со сводчатыми потолками на опорах — грязно-голубой краской, какой красили туалеты в школах. О той эпохе напоминают пустые сейфы на втором, парадном этаже, где сохранились барочные амуры, живописные панно, плафоны, кованые перила и мозаика на полу. ФСБ сегодня принадлежит правый флигель, левый — некоему банку и реставрируется. Дом пустует 20 лет — с тех пор, как в 1990-х его перевели в частную собственность и отдали Инкомбанку, которого давно нет, особняк сменил хозяев. ООО «Карс», купившее его в 2005 году, — третий собственник, сразу же погрязший в судах, инициированных государством для изъятия здания (владелец его не реставрировал, хотя и подписал охранное обязательство). По словам представителей компании, подготовка и согласование проекта занимает время, а претензии им стали предъявлять уже чуть ли не через год. Поставленная только что на реставрацию усадьба Тургенева будет восстанавливаться три года, по уже готовому проекту. А она в лучшем состоянии, чем даже тогда были палаты Пожарских. Теперь же они погибают. В 2012 году суд постановил передать объект государству с выплатой компенсации в 276,44 млн руб., но Росимущество до сих пор не приняло особняк на баланс. Нет средств. Доступ в усадьбу закрыт (ограда по сей день в ведении ФСБ); ни бывший собственник, ни гипотетический меценат не могут провести работы хотя бы по консервации. «Кровля прохудилась в нескольких местах, — говорит координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, указывая на дыры в лепном потолке, — и почти в каждом зале есть обрушения». Росимущество обратилось в Минфин с просьбой внести выплаты в бюджет-2016. Но деньги если и выделят, то после Нового года. Пока документы пройдут инстанции, зима кончится. Хорошо, если палаты Пожарских ее переживут. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+