18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Рембрандта и Матисса из Детройтского музея могут уйти с молотка из-за банкротства города

Директор художественного музея готовится к долгим боям, тем временем Christie’s уже начал оценку работ.

Еще до того как 18 июля город Детройт официально объявил о банкротстве, разгорелись бурные споры о судьбе коллекции Детройтского института искусств. Некоторые были возмущены тем, что картины будут распроданы для того, чтобы город смог заплатить по долгам, но многие призывали подумать о пенсионерах и простых горожанах, которые испытывают серьезные трудности. В августе кризис-менеджер города Кевин Орр обратился в Christie’s с просьбой оценить коллекцию музея.

Грэм Бил, директор Детройтского института искусств, призывает сохранять спокойствие, так как осуществить принудительную продажу не так просто. Против распродажи коллекции выступил сам генеральный прокурор штата Мичиган Билл Шютте, который 13 июня заявил, что даже часть музейной коллекции не может быть продана или передана в другие руки с целью погашения долгов города. Опираясь на законы штата, которые регулируют деятельность благотворительных фондов, Шютте подчеркивает, что фонды могут использоваться только для развития самого музея — приобретения новых произведений искусства, а также для поддержания экспонатов в хорошем состоянии.

Здание и коллекция Детройтского института искусств принадлежат городу, и в этом состоит его отличие от большинства других американских арт-институций такого масштаба. С 1998 года музеем управляет независимая некоммерческая организация Founders Society. «Являясь попечителем коллекции, город может использовать собрание только для нужд музея», — говорит Шютте.

Еще одним препятствием для распродажи картин может стать закон, принятый сенатом штата в июне. Он предписывает мичиганским музеям следовать кодексу этики Американского альянса музеев, который разрешает продавать произведения искусства только для того, чтобы приобретать новые работы. Сейчас этот закон передан в палату представителей, но его не успели рассмотреть до летних каникул. Если закон будет принят, его еще должен подписать губернатор Мичигана Рик Снайдер. Он, в свою очередь, подчеркивает, что никто не планирует продавать собрание, но должна быть проведена полная оценка городского имущества. Ситуацию осложняет и история музея: в 1885 году он был основан как частная организация, но затем последовал финансовый кризис, и Институт искусств перешел в управление городских властей. Однако Де-тройт не слишком активно поддерживал музей, который при покупке произведений искусства и реализации масштабных проектов во многом вынужден был полагаться на частные пожертвования. «Начиная с 1970-х годов Детройт дает музею все меньше денег. В начале 1990-х город обеспечивал всего $300 тыс. из его 25-миллионного бюджета. С тех пор как мы взяли на себя управление музеем в 1998 году, нам удалось собрать более $360 млн пожертвований. Мы осуществили полномасштабную реконструкцию здания, которая обошлась в $170 млн. Функционирование музея всегда обеспечивалось и государством, и частными пожертвованиями», — говорит Грэм Бил. По его словам, последний раз Детройт приобретал произведения искусства ровно 60 лет назад. «Приобре-тения некоторых произведений, сделанные при участиигорода, финансировались также за счет многих других частных и государственных фондов. К сожалению, не все обращают внимание на тот факт, что эти вещи имеют иной статус, чем те, которые были куплены полностью на государственные деньги». Три округа, прилегающих к Детройтскому институту искусств, приняли ряд налогов на собственность, которые принесут в бюджет музея $23 млн в течение ближайших десяти лет. Официальные лица подчеркивают, что выплаты будут прекращены, если музей продаст лучшие работы.

«Из 60 тыс. работ, входящих в собрание, около 3,3 тыс. были куплены городскими властями, и в их число вхо-
дят уникальные и чрезвычайно ценные вещи», — рассказывает Грэм Бил. Именно эти работы находятся под наибольшей угрозой продажи. Директор Детройтского института искусств подтверждает, что Christie’s пока что оценивает только то, что приобретено за счет городского бюджета. «Поскольку на продажу имеются ограничения, они концентрируются на работах, которые были куплены городом», — говорит он.

«Если споры о продаже коллекции дойдут до суда, то юристам с обеих сторон придется готовить особую справку о каждом объекте: на каких условиях он был получен музеем и какие ограничения наложены на его продажу», — поясняет юрист Мелинда Агстен.

Даже если коллекция живописи, которая предварительно оценивается в $2 млрд, будет распродана целиком, это не покроет полностью долги Детройта, составляющие на данный момент более $18 млрд. Звучали предложения не продавать собрание, а получать от него прибыль, отдавая в аренду значимые работы. Кроме того, музей мог бы выкупить произведения у города. Всеобщее внимание будет приковано к Детройту на протяжении ближайших месяцев, а может быть, и лет. Борьба за сохранение коллекции обещает быть долгой. «Известно, что происходит в судах: выигрываешь, проигрываешь, подаешь апелляции, — говорит Бил. — Надеюсь, нам не придется этим заниматься».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+