18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В петербургском Юсуповском дворце завершилась реставрация Мавританской гостиной

«Музей роскоши», как его называют путеводители, пополнился важной достопримечательностью с фонтаном

Восточная гостиная дворца Юсуповых на Мойке, легендарной усадьбы, в подвале которой был смертельно ранен Григорий Распутин, была оформлена по проекту Ипполита Монигетти в 1860-х годах. Свой нынешний вид она приобрела в конце XIX века благодаря архитектору Александру Степанову, внесшему изменения в первоначальный облик комнаты, после чего она и получила название Мавританская. Ее интерьер является подобием «божественной Альгамбры» — шедевра испано-мавританского зодчества Гранады ХIV века.

К середине ХХ века интерьер гостиной был на грани уничтожения, так как дворец значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Но главная причина аварийного состояния заключалась в подвижке грунта.

В конце 2007 года в результате этих изменений произошло значительное раскрытие уже существовавших мелких трещин в интерьере Мавританской гостиной и образовались новые: на стенах, плафоне, на полу. По словам Наталии Панкрашкиной, заместителя директора Юсуповского дворца по развитию и учетно-хранительской работе, «мраморные полы стали распадаться, углы плафонов подвисли на несколько сантиметров; гостиная была тут же закрыта для посещения, и, поскольку существовала реальная угроза потери интерьера, было принято решение о начале срочной реставрации».

В течение 2008 года были приняты противоаварийные меры по усилению фундамента комнаты, но только в 2013 году, в рамках адресной программы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), начались плановые работы по реставрации самого интерьера.

За три года удалось усилить перекрытия и кирпичную кладку стен, отреставрировать стены, декорированные стилизованной живописью, стеновые панели, лепной декор, мраморные полы и колонны. Для реставрации использовали материалы, аналогичные историческим. Тем более что Юсуповы, бывшие хозяева дворца, думали о будущем и оставили в подвалах запас мрамора — его использовали для восстановления полов. Также была проведена реставрация потолочных фонарей, золоченых деревянных ставен, металлических радиаторных решеток. Установили на место ониксовую облицовку камина.

На западной и восточной стенах гостиной под росписями были обнаружены два живописных фамильных герба прежних владельцев, друг напротив друга. Один из них — старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года. Второй — его обновленный вариант, разработанный почти 100 лет спустя, когда родовитая княгиня Зинаида Юсупова стала супругой графа Феликса Сумарокова-Эльстона. В память об этом событии, для осознания нового статуса, измененный герб хозяева разместили в свежеотделанной Мавританской гостиной. Теперь оба изображения расчищены и отреставрированы. Надо отметить, что герб, утвержденный Александром III, во всем дворце можно увидеть только в этой комнате.

Отремонтирован и фонтан, украшающий гостиную. Его историческая чаша  приведена в идеальное состояние, устройство фонтана заменено на современное, с фильтрами очистки. «Он работает. Мы его включаем по особо торжественным случаям», — заверила Наталия Панкрашкина, не уточнив, правда, какие именно бывают «особо торжественные случаи».

Стоимость реставрации Мавританской гостиной составила около 70 млн руб.

Сегодня в бывшем дворце размещается Дом учителя (Дворец культуры работников просвещения), претендующий на получение музейного статуса: здесь уже давно проводят экскурсии, концерты и всевозможные культурные мероприятия. С восстановлением интерьера Мавританской гостиной Юсуповский дворец приблизился к констатации своего музейного уровня еще на один шаг.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+