Антиквариат, чаще в виде икон и драгоценностей, и антиквары, обычно в образе контрабандистов и шаромыжников, стали появляться в советском кинематографе в конце 1960-х годов. В то время у граждан СССР открылись несколько более широкие возможности для коллекционирования; выход книги Владимира Солоухина «Черные доски. Записки начинающего коллекционера» (1969) сделал относительно приемлемым в общественном сознании даже собирание икон и подтолкнул немало читателей на их самостоятельные поиски в заброшенных храмах. Но в кинематографе присутствие антиквариата в жизни героя — даже если произведения искусства не служили двигателем сюжета — становилось своеобразным опознавательным знаком неоднозначности персонажа и, как правило, предвещало крутые сюжетные повороты. Мы предлагаем список, далеко не исчерпывающий, лучших советских фильмов об антиквариате.
«Бриллиантовая рука». 1968. Режиссер Леонид Гайдай
«Потолкайтесь по комиссионкам, загляните на рынок, посидите в ресторане…» — рекомендует Семену Семеновичу Горбункову проницательный сотрудник спецслужб Михаил Иванович в «Бриллиантовой руке». Зритель не удивлялся совету, ведь антикварный отдел комиссионки, антикварный магазин в представлении советского зрителя, наряду с рынками и ресторанами, был «элементом сладкой жизни», местом, где наверняка можно обнаружить контрабандистов и других темных личностей, которые так важны для хорошего детектива.
«Судьба резидента». 1970. Режиссер Вениамин Дорман
В фильме «Судьба резидента» русские иконы коллекционирует атташе по культуре посольства неназванной западноевропейской страны, занимающийся шпионажем. А его пособник — валютчик и спекулянт Кока (Ростислав Плятт) — живет в квартире, обставленной антиквариатом.
«Меченый атом». 1972. Режиссер Игорь Гостев
В детективе «Меченый атом» иностранный шпион использует для вербовки любые средства. В его сетях оказался и реставратор икон Евгений Казанский (Георгий Тараторкин), неосмотрительно продавший иностранному коллекционеру за валюту икону «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни». Все кончилось хорошо только благодаря бдительному полковнику Никите Дубровину (Георгий Жженов).
«Профессия — следователь». 1984. Режиссер Александр Бланк
Ампирный гарнитур карельской березы, картины на стенах и люстра XVIII века украшают жизнь вероломного Виктора Лыкина (Эммануил Виторган), который запутывает Анатолия Крупанина (Армен Джигарханян), своего подельника по афере с аджикой и чесноком, и вместе с деньгами пытается похитить у него и жену (Ирина Мирошниченко).
«Кража». 1970. Режиссер Александр Гордон
В фильме «Кража» сотрудник музея и коллекционер Алексей Буров (Эдуард Марцевич) обвиняется в похищении произведений искусства, а также в нелегальном вывозе за границу для продажи на аукционе панагии «Знамение Пресвятой Богородицы» XIV века. Клубок из украденного антиквариата, коварства спекулянтов и интриг влюбленных женщин распутывает следователь Георгий Орефьев (Олег Борисов).
«Возвращение Святого Луки». 1970. Режиссер Анатолий Бобровский
В том же 1970 году выходит основанный на реальных (но несколько измененных в сценарии) событиях детектив «Похищение Святого Луки», где следователь Зорин (Всеволод Санаев) расследует похищение из музея картины Франса Халса, которое совершил рецидивист по кличке Граф (Владислав Дворжецкий), пытавшийся при помощи скупщика антиквариата, художника — изготовителя подделок, продавщицы комиссионки и других околокриминальных элементов продать ее за границу.
«Подпасок с огурцом». 1979. Режиссер Вячеслав Бровкин
Название фильма «Подпасок с огурцом», четырнадцатого в серии «Следствие ведут ЗнаТоКи», стало нарицательным, когда речь заходит о криминальных ситуациях, связанных со сферой искусства и антиквариата. В фильме есть сюжетные повороты и типажи на любой вкус: попытка контрабанды картины Эль Греко, которая поверху записана сюжетом с этим самым подпаском, странное ограбление музея, изготовление подделок Фаберже, семья коллекционеров и экспертов, торгующая антиквариатом, и артистичный майор Томин (Леонид Каневский), выдающий себя за богатого, но малоискушенного коллекционера с юга.
«Сицилианская защита». 1980. Режиссер Игорь Усов
Контрабандисты не оставляют попыток вывезти произведения искусства из СССР — в фильме «Сицилианская защита» это подвески от люстры богемского стекла XVIII века, — и в центре опасной аферы, которую расследует сотрудник ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности) Виктор Стрельцов (Николай Волков), оказался музейный реставратор Евгений Волков (Александр Абдулов).
«Ларец Марии Медичи». 1980. Режиссер Рудольф Фрунтов
В этом детективе следователь Владимир Люсин (Валерий Рыжаков) сводит вместе расследование исчезновения приехавшего в Ленинград французского антиквара (Эммануил Виторган) и похищения ларца у пожилой дамы (Евдокия Урусова) с тайной ордена альбигойцев и преступлениями нацистов во Франции во время Второй мировой войны.
«Нежданно-негаданно». 1983. Режиссер Геннадий Мелконян
В этой комедии сотрудница сберкассы Жанна Капустина (Татьяна Догилева) получает в наследство квартиру с коллекцией антиквариата и с помощью нотариуса (Юрий Богатырев) вынуждена разбираться с массой проблем, которые создают ей «псевдоженихи» — подпольные торговцы антиквариатом, которые в действительности интересуются только коллекцией.
«Колье Шарлотты». 1984. Режиссер Евгений Татарский
И опять контрабандисты: в детективе «Колье Шарлотты» следователь КГБ Владимир Серегин (Кирилл Лавров), расследуя убийство мелкого фарцовщика (собравшего, конечно, небольшую коллекцию икон и антикварной мебели), встречается в Ленинграде с колоритными участниками подпольной торговли антиквариатом, среди которых Мария Зенова (Елена Соловей) — мозговой центр этой торговли, и предотвращает вывоз за границу уникального колье.