18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Скульптор, работай резцом и оставь карандаш

Большинство скульпторов эпохи Возрождения не были великими рисовальщиками.

«Донателло, Микеланджело, Челлини» в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне стала первой в истории выставкой, посвященной рисункам скульпторов. Идею выставки 2014 года и каталога Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy (Донателло, Микеланджело, Челлини: рисунки скульпторов итальянского Возрождения), по-видимому, подсказал хранящийся в этом музее автопортрет маслом в полный рост Баччо Бандинелли. На нем он изобразил себя с выполненным сангиной крупным эскизом своей скульптурной группы Геракл и Какус. Бандинелли считается самым плодовитым скульптором-рисовальщиком Ренессанса. Из более 4 тыс. известных нам листов его авторства в Бостоне было представлено семь — больше, чем кого-либо еще. Действительно, как отмечает Джорджо Вазари, Бандинелли прославился прежде всего эскизами. Искусствовед Линда Вок-Саймон дает великолепный очерк его карьеры в области живописи, скульптуры и рисунка.

Но эскизы Бандинелли, скорее, исключение из правила: дошедшая до нас графика скульпторов — представителей итальянской готики и Ренессанса крайне немногочисленна. Среди ее образцов, представленных в книге и относящихся к XVI веку, есть ряд важнейших скульптурных заказов того времени. Например, принадлежащий Метрополитен-музею Эскиз гробницы папы Юлия II Микеланджело, который искусствовед Кармен Бамбах предлагает датировать 1505–1506 годом.

Эскизы Бенвенуто Челлини — большая редкость, всего их в мире насчитывается чуть больше десятка. Знаменитый Сатир, ранее находившийся в коллекции Вуднера, — великолепное изображение работы, заказанной скульптору во время его пребывания во Франции. В целом же, по словам историка искусства Детлева Хайкампа, «Челлини, как и многие скульпторы XVI века, не был хорошим рисовальщиком».

В каталог включено 47 статей 25 исследователей. Диапазон их научных интересов охватывает произведения и других видов изобразительного искусства. В их числе, скажем, терракотовая женская фигурка, с осторожностью приписываемая Микеланджело. Бронзовый рельеф, связанный с эскизом его же Пьеты (и находящимся теперь в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер), который Микеланджело подарил Виттории Колонна. Бронзовая статуэтка Челлини из Музея Гетти. Его же бронзовый рельеф Персей из Барджелло. Еще два металлических рельефа, основанных на композиции Гильельмо делла Порта. Гравюра и два барочных эскиза Альгарди и Бернини, выступающих здесь в роли «своего рода исследовательского эпилога».

Отмечу яркое введение, написанное Майклом Коулом, статью Давиде Гаспаротто о ювелирах и их эскизах, эссе Алины Пейн, посвященное эскизу в работе скульпторов и архитекторов, а также исследование Оливера Тостманна о картинах скульпторов, на которых изображены рисунки. Любопытным примером последних служит весьма точное изображение Джамболоньи, которое Хейко Дамм приписывает Пьетро Кандидо. Помимо прочего, эта картина подводит итог множества поднятых в книге тем: например, о повышении в Италии XVI века социального статуса скульптора или же о различии между физической стороной создания скульптуры и более возвышенной, связанной с вдохновением.

Несколько скульптурных работ раннего Возрождения из флорентийского Музея дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре побывали в начале прошлого года в Нью-Йорке на выставке Скульптура в эпоху Донателло в Музее библейского искусства. Ее каталог Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral (Скульптура в эпоху Донателло: Шедевры эпохи Возрождения во Флорентийском соборе) вышел под редакцией выдающегося искусствоведа Тимоти Вердона, директора Музея дель Опера дель Дуомо, и Даниеля Дзолли, докторанта Гарвардского университета и специалиста по Донателло, раннее творчество которого связано именно с главным флорентийским храмом.

Каталог заслуживает высочайших похвал: за выбор предмета исследования, за эссе и статьи, а также за фотографии Антонио Кваттроне, сделанные специально для этого издания. Его снимки не только интересно рассматривать — они могут помочь историкам искусства в атрибуции и описании шедевров, включенных в экспозицию.

Исторические предпосылки для развития искусства эпохи Возрождения, ярчайшими представителями которого являются Донателло и Лоренцо Гиберти, мастерски описаны Вердоном в статье, открывающей книгу. Это замечательный рассказ о ключевом моменте в истории скульптуры, сопровождаемый множеством отсылок к Писанию. А серьезное исследование творчества Гиберти, в особенности его рельефов северных и восточных дверей («Врат рая») Флорентийского баптистерия, принадлежит Эйми Блох, у которой скоро выйдет книга, посвященная этому итальянскому мастеру.

Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy / Michael W. Cole, ed. Paul Holberton Publishing. 256 с. £35, €45, $60. На английском языке

Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral / Timothy Verdon and Daniel M. Zolli, eds. D. Giles, Ltd. 200 с. £30. На английском языке

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+