Большинство скульпторов эпохи Возрождения не были великими рисовальщиками.
«Донателло, Микеланджело, Челлини» в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне стала первой в истории выставкой, посвященной рисункам скульпторов. Идею выставки 2014 года и каталога Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy (Донателло, Микеланджело, Челлини: рисунки скульпторов итальянского Возрождения), по-видимому, подсказал хранящийся в этом музее автопортрет маслом в полный рост Баччо Бандинелли. На нем он изобразил себя с выполненным сангиной крупным эскизом своей скульптурной группы Геракл и Какус. Бандинелли считается самым плодовитым скульптором-рисовальщиком Ренессанса. Из более 4 тыс. известных нам листов его авторства в Бостоне было представлено семь — больше, чем кого-либо еще. Действительно, как отмечает Джорджо Вазари, Бандинелли прославился прежде всего эскизами. Искусствовед Линда Вок-Саймон дает великолепный очерк его карьеры в области живописи, скульптуры и рисунка.
Но эскизы Бандинелли, скорее, исключение из правила: дошедшая до нас графика скульпторов — представителей итальянской готики и Ренессанса крайне немногочисленна. Среди ее образцов, представленных в книге и относящихся к XVI веку, есть ряд важнейших скульптурных заказов того времени. Например, принадлежащий Метрополитен-музею Эскиз гробницы папы Юлия II Микеланджело, который искусствовед Кармен Бамбах предлагает датировать 1505–1506 годом.
Эскизы Бенвенуто Челлини — большая редкость, всего их в мире насчитывается чуть больше десятка. Знаменитый Сатир, ранее находившийся в коллекции Вуднера, — великолепное изображение работы, заказанной скульптору во время его пребывания во Франции. В целом же, по словам историка искусства Детлева Хайкампа, «Челлини, как и многие скульпторы XVI века, не был хорошим рисовальщиком».
В каталог включено 47 статей 25 исследователей. Диапазон их научных интересов охватывает произведения и других видов изобразительного искусства. В их числе, скажем, терракотовая женская фигурка, с осторожностью приписываемая Микеланджело. Бронзовый рельеф, связанный с эскизом его же Пьеты (и находящимся теперь в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер), который Микеланджело подарил Виттории Колонна. Бронзовая статуэтка Челлини из Музея Гетти. Его же бронзовый рельеф Персей из Барджелло. Еще два металлических рельефа, основанных на композиции Гильельмо делла Порта. Гравюра и два барочных эскиза Альгарди и Бернини, выступающих здесь в роли «своего рода исследовательского эпилога».
Отмечу яркое введение, написанное Майклом Коулом, статью Давиде Гаспаротто о ювелирах и их эскизах, эссе Алины Пейн, посвященное эскизу в работе скульпторов и архитекторов, а также исследование Оливера Тостманна о картинах скульпторов, на которых изображены рисунки. Любопытным примером последних служит весьма точное изображение Джамболоньи, которое Хейко Дамм приписывает Пьетро Кандидо. Помимо прочего, эта картина подводит итог множества поднятых в книге тем: например, о повышении в Италии XVI века социального статуса скульптора или же о различии между физической стороной создания скульптуры и более возвышенной, связанной с вдохновением.
Несколько скульптурных работ раннего Возрождения из флорентийского Музея дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре побывали в начале прошлого года в Нью-Йорке на выставке Скульптура в эпоху Донателло в Музее библейского искусства. Ее каталог Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral (Скульптура в эпоху Донателло: Шедевры эпохи Возрождения во Флорентийском соборе) вышел под редакцией выдающегося искусствоведа Тимоти Вердона, директора Музея дель Опера дель Дуомо, и Даниеля Дзолли, докторанта Гарвардского университета и специалиста по Донателло, раннее творчество которого связано именно с главным флорентийским храмом.
Каталог заслуживает высочайших похвал: за выбор предмета исследования, за эссе и статьи, а также за фотографии Антонио Кваттроне, сделанные специально для этого издания. Его снимки не только интересно рассматривать — они могут помочь историкам искусства в атрибуции и описании шедевров, включенных в экспозицию.
Исторические предпосылки для развития искусства эпохи Возрождения, ярчайшими представителями которого являются Донателло и Лоренцо Гиберти, мастерски описаны Вердоном в статье, открывающей книгу. Это замечательный рассказ о ключевом моменте в истории скульптуры, сопровождаемый множеством отсылок к Писанию. А серьезное исследование творчества Гиберти, в особенности его рельефов северных и восточных дверей («Врат рая») Флорентийского баптистерия, принадлежит Эйми Блох, у которой скоро выйдет книга, посвященная этому итальянскому мастеру.
Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy / Michael W. Cole, ed. Paul Holberton Publishing. 256 с. £35, €45, $60. На английском языке
Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral / Timothy Verdon and Daniel M. Zolli, eds. D. Giles, Ltd. 200 с. £30. На английском языке