18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Долгоиграющее шинуазри. Вкусы на «китайское» менялись, но мода на Поднебесную не проходит

№39
Материал из газеты

В Музее-заповеднике «Царицыно» собрали более 600 предметов из ведущих музейных собраний Москвы и Петербурга

Как следует из названия — Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII — начало XX века, — выставка в Музее-заповеднике «Царицыно» не претендует на титул сугубо научно-исследовательского проекта. Ее можно отнести к ныне популярному жанру занимательной культурологии, то есть к такому типу показа искусства, при котором зрителю не скучно от обилия экспонатов (а их собрано более 600 из 13 музеев Москвы и Петербурга).

Уже сам экзотический материал должен вызывать живой интерес посетителей выставки. Так же, как некогда он удивлял первых посетителей Кунсткамеры, которых Петр I обязывал смотреть приобретенные им в Европе диковинки, в том числе китайские поделки из резного камня и механические игрушки. В дальнейшем в России вслед за Западной Европой обратили внимание на изящество декоративных изделий из Поднебесной. Что было в духе утонченной эпохи рококо, пустившей такой стилевой отросток, как шинуазри (от франц. chinois — китайский), или же «китайщина». Императорские загородные резиденции — Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, дворцы и павильоны в Царском Селе и Петергофе — стали наполняться китайскими изделиями из бронзы, резной кости, лаками и, разумеется, знаменитым китайским фарфором. Впрочем, не все «китайское» было китайским: предметы в стиле шинуазри начали производить на многих мануфактурах Западной Европы и России.

За внешней модой на все китайское, которая пережила еще один всплеск примерно в середине XIX века (в эпоху «второго рококо»), наступило время более пристального изучения дальневосточного искусства. Благодаря дипломатическим миссиям и торговым связям постепенно сложились серьезные знаточеские собрания. Такие как коллекция известного мецената, покровителя Училища технического рисования А.Штиглица Александра Половцова, статс-секретаря Александра III. Ставший со временем экспертом в китайском декоративно-прикладном искусстве, Половцов расширил свое и без того объемное собрание, купив замечательную коллекцию Александра Влангали, русского посланника в Пекине в 1860–1870‑х годах. С начала 1920‑х годов она украшает собой Государственный Эрмитаж.

Собрание предметов восточного искусства князя Эспера Ухтомского, хотя и отличалось эклектичностью, носило печать оригинальности: князь слыл поэтом и фантазером. По воспоминаниям современника, «его квартира на Шпалерной походила на какой-то храм: занавески, идолы, драконы, бронза, яшма, нефрит, лак; в аквариуме — крокодил». В конце 1880-х Ухтомский неоднократно бывал с дипломатическими поручениями в Монголии и Китае, привозя оттуда немало интересных вещей. После революции они вошли в состав фондов Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии.

Московский государственный музей искусства народов Востока во многом обязан своей коллекцией китайского искусства Дмитрию Мельникову, служащему чайно-торговой фирмы «Токмаков, Молотков и К» в городе Ханькоу. Собирать, как он сам говорил, «редкости китайской культуры» (а среди них были и резные нефриты, и керамика V–III веков до н.э.) он не перестал и после закрытия компании в ­1920-х. Всего же в Китае он прожил 64 года.

Свое собрание, насчитывавшее около полутора тысяч произведений, Мельников по возвращении на родину передал в 1948–1949 годах музею.

Художники начала XX века смотрели на искусство Поднебесной уже без эстетского лорнета, «редкостям китайской культуры» они больше предпочитали простую народную картинку — родную сестру русского лубка. Что и явствует из Китайского натюрморта 1910 года Наталии Гончаровой. Может, это и был настоящий «Китай по-русски»?

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+