18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пьер-Жан Мариетт, повелитель гравюр и рисунков

Опубликовано исследование, посвященное, пожалуй, самому известному коллекционеру и знатоку рисунка, жившему в XVIII веке

В узкоспециальной сфере коллекционирования и изучения рисунков старых мастеров имя жившего в XVIII столетии француза Пьера-Жана Мариетта (1694–1774) составляет конкуренцию самому Джорджо Вазари. Именно Мариетт стал основоположником современного понимания и оценки графики. Эскизы и наброски из его коллекции в характерном голубом обрамлении с подписью в картуше в нижней части до сих пор ценятся весьма высоко. А в последние годы в престижных музеях прошел ряд выставок, посвященных вкладу Мариетта в мировое искусствоведение и дающих представление не только о его собрании, но и о нем самом как личности.

В книге Кристел Сментек Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century EuropeМариетт и знаточество в Европе XVIII века») дан широкий обзор деятельности Пьера-Жана Мариетта. Из нее становится ясно, что в своих занятиях он учитывал сразу несколько уровней общественной жизни — в рамках сословного и иерархичного мира Франции XVIII столетия.

Мариетт был торговцем, специализирующимся на рисунках и печатной графике, в четвертом поколении. Причем его отец, дед и прадед занимались не только торговлей гравюрами, но и их созданием. Как отмечал его современник, коллекционирование в те времена открывало перед человеком двери в более высокие социальные и интеллектуальные круги, доступ в которые в XVIII веке контролировался чрезвычайно строго. Да и сам Мариетт, должно быть, считал достижением свой переход в 1750 году из торгового сословия (куда он был принят как печатник в 1722-м), занятого зарабатыванием денег, к тем, кто составлял «неработающие классы», образованное и обеспеченное общество. Он продал свое печатное дело и был избран почетным членом Королевской академии живописи и скульптуры.

Как показывает Сментек, уже в начале карьеры знание печатной графики старых мастеров принесло ему общеевропейскую известность, благодаря чему он получил заказы на составление коллекций гравюр для принца Евгения Савойского и короля Жуана Португальского (к сожалению, последняя была утрачена во время землетрясения 1755 года). Эти коллекции были систематизированы не только по жанрам и предметам изображения, но и по художникам и школам, что, по-видимому, было находкой самого Мариетта. И впоследствии его заметки о классификации легли в основу всеобъемлющего труда Адама Барча о печатной графике старых мастеров Le Peintre Graveur (1821).

Пьер-Жан Мариетт многим интересен прежде всего благодаря своей активности в области коллекционирования и каталогизации рисунков старых мастеров. Возможно, настоящим прорывом в этой области стала систематизация им собрания Пьера Кроза, которое позже было распылено по другим гравюрным кабинетам. Вероятно, помнить всегда Мариетта будут благодаря Recueils (изданным в его типографии иллюстрированным собраниям рисунков старых мастеров), а также благодаря каталогам продаж с комментариями относительно стиля и техники художников, которые находят отклик и сегодня.

Книга Кристел Сментек — настоящий кладезь интересной информации. От экономики печатного и издательского дела в XVIII веке автор плавно переходит к развитию знаточества и атрибуции произведений искусства. Все затрагиваемые ею вопросы разобраны и проанализированы с большим мастерством. Однако надо заметить, что при чтении этой искусствоведческой монографии возникает следующий вопрос: имеем ли мы (в том, что касается рисунков) такой же интерес к эффекту «законченной» картины, какой имели Мариетт и его коллеги, порой доходившие до разрезания набросков и собирания их заново, с тем чтобы создать будто бы полное и ясное представление о творческом процессе над тем или иным холстом?

Гораздо больше симпатии вызывает увлечение Мариетта произведениями художников второго ряда, которых он включал в каталоги для полноты собрания; впрочем, коллекционеры и реставраторы все же не одобрят его любовь разделять (разрывать, строго говоря) двусторонние рисунки на две части.

Любопытно, что потомки Пьера-Жана Мариетта со временем перебрались в Англию, и теперь его архивы хранятся не во Франции, а в библиотеке Эксетерского университета.

Kristel Smentek. Mariette and the Science of the Connoisseur in 18th Century Europe. Asghate. 342 с. £70, $120. На английском языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+