В Музее русской иконы идет выставка икон из легендарного собрания Воробьевых, существующего уже более полувека и созданного тремя поколениями одной семьи.
На выставке «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых» коллекция икон Воробьевых впервые представлена в полном объеме, вместе с прекрасным собранием резной скульптуры и городецких прялочных донец.
По словам основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, эта экспозиция станет первой в серии монографических выставок собраний отдельных коллекционеров, планирующейся в музее.
История коллекционирования икон в России — процесс нелинейный. Следы взлета интереса к иконописи в начале XX века, когда создавались собрания Ильи Остроухова и художников Серебряного века, мы видим сегодня в коллекциях государственных музеев. Потом перерыв на полвека — и в 1960-е годы творческая интеллигенция (только теперь уже советская) стала открывать для себя русскую икону.
Встреча в конце 1950-х годов с Павлом Кориным и впечатление от его домашнего собрания икон в особняке на Малой Пироговской подтолкнули художника Николая Воробьева к созданию собственной коллекции. В первые годы своего существования (1962–1963) она пополнялась и иконами XVII–XIX веков, но постепенно они уступили место более ранним произведениям: пристрастия коллекционера и его сына Сергея, присоединившегося к отцу, были связаны с периодом XIV–XVI столетий. Иконы в коллекции Воробьевых, не обращавшихся к дилерам, а полагавшихся на собственные знания и чутье, появлялись, как и у большинства советских собирателей, в основном путем обмена, продажи были редки, да в то время и небезопасны. Профессиональный, коллекционерский и общественный авторитет Николая Воробьева в значительной степени помог организовать ставшую легендарной выставку икон из частных собраний в Музее Андрея Рублева (1974) — первую в советское время. Тогда же ведущая роль в пополнении коллекции переходит к Сергею Воробьеву, художнику и реставратору.
На выставке сразу притягивает взгляд «Богоявление» второй половины XV века работы мастера московской школы — с лаконичной иконографией и сдержанной цветовой гаммой, где завораживают голубизной воды Иордана. Она интересна еще и тем, что является уникальным примером расположения авторской подписи не на полях, не в нижней части средника, а непосредственно внутри сюжета, практически в центре иконы. Судя по всему, неизвестный нам автор, в творчестве которого прослеживается влияние Рублева и Дионисия, понимал значимость своей работы.
Вторая доминанта экспозиции — и по художественным достоинствам, и по размеру — «Спас Вседержитель» (первая треть — вторая четверть XVI века), в которой прослеживается связь с рублевской художественной традицией, сразу вызывая в памяти знаменитый «Спас» Звенигородского чина из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Среди других икон, которые сам Сергей Воробьев особо отмечает в своей коллекции — «Чудо Георгия о змие» XIV века (отличной сохранности, сходное по иконографии с образами из собраний Русского музея и Третьяковской галереи) с Георгием на прекрасном черно-зеленом коне и спасенной девушкой, уводящей на собственном поясе послушного, «аки овца», змия в город; нежная и поэтичная «Богоматерь Умиление (Ярославская)» XV века (эта икона, наряду с «Великомучеником Никитой, побивающим беса» XV века, задала временные рамки создававшейся в 1960-е годы коллекции); редкой сохранности «Богоматерь Одигитрия» XVI века на зеленом облачном фоне, лик которой, по словам коллекционера, может отразить все, что происходит с тем, кто живет рядом с этим образом: и плохое, и хорошее.
Организаторам выставки удалось и частично реконструировать коллекцию Воробьевых в том виде, в котором она существовала в прошлые годы, включив в экспозицию иконы, в силу различных обстоятельств перешедшие к другим владельцам, среди которых Олег Тарасов, Александр Липницкий, Гари Татинцян, Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Музей русской иконы
До 15 марта