18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«В ресторане» свидетелю не понравилось

В Петербурге продолжается судебный процесс по делу Елены Баснер: известный искусствовед обвиняется в продаже поддельной работы Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву. В самом конце прошлого и в начале наступившего года в Дзержинском районном суде состоялось два заседания, на которые по ходатайству обвинения вызвали двух новых свидетелей.

22 декабря была допрошена Людмила Тимофеева — внучка коллекционера Николая Тимофеева, бывшего главного психиатра Ленинградского военного округа в чине генерал-майора, отчего его собрание, в котором было много работ Бориса Григорьева и Николая Калмакова, часто именуется «коллекцией генерала Тимофеева». Именно о ней подумала Елена Баснер, когда Михаил Аронсон описывал предлагавшуюся им как произведение Бориса Григорьева работу «В ресторане» словами «происходит из старой и разделенной петербургской коллекции» (после смерти Тимофеева в 1978 году его собрание было разделено между родственниками и постепенно распродано полностью).

По словам свидетельницы, в конце 1990-х годов Елена Баснер четыре-пять раз приходила в квартиру семьи Тимофеевых с покупателями, заинтересованными в работах Бориса Григорьева и Николая Калмакова, которые предлагались к продаже. Как вспоминает Людмила Тимофеева, цена на произведения составляла от $3 тыс. до $12 тыс. (при курсе примерно в 25 руб. за $1), тогда из собрания было продано около десяти работ Григорьева различного размера, и речь о денежном вознаграждении Баснер со стороны продавца не шла (как в случае продажи картины «В ресторане», когда выступавший покупателем Леонид Шумаков вручил ей после удачной сделки $50 тыс. в знак благодарности).

Несмотря на все наводящие вопросы обвинения, свидетельница, которая, как и ее дед, является профессиональным психиатром, о произведениях Григорьева смогла сообщить немного. В свое время она мало интересовалась деталями продажи работ и, по ее словам, не пыталась узнать об их дальнейшей судьбе. Когда был предъявлен «вещдок» — приобретенная Андреем Васильевым работа «В ресторане», она уверенно заявила, что такой картины у Тимофеева не было, хотя подобный сюжет встречается во многих произведениях художника, в том числе тех, что были в его коллекции.

11 января в качестве дополнительного свидетеля в суд был вызван Александр Кузнецов — консультант аукционного дома MаcDougall’s по искусству первой половины XX века с 10-летним стажем, специалист по искусству Павла Челищева. Первая часть его допроса стала живым и подробным рассказом о специфике экспертной работы искусствоведа, хотя формально Александр Кузнецов не является лицензированным экспертом. Затем в суде в очередной раз была продемонстрирована злополучная «В ресторане». Свидетель увидел эту работу еще в 2010 году на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Отвечая на просьбу прокурора, он попытался провести в зале суда тот самый визуальный «знаточеский» анализ, об уязвимости которого не раз говорилось на предыдущих заседаниях. По словам Кузнецова, картина не понравилась ему еще на выставке в галерее Натальи Курниковой, в особенности предварительный карандашный рисунок, «некоторые куски и общее настроение работы». В итоге он твердо заключил, что это очевидная подделка, хотя затем не раз подчеркнул исключительную субъективность собственной оценки. Судья отказалась извлечь произведение из-под стекла, чтобы свидетель мог подробно рассмотреть его, поскольку в деле имеется однозначный результат нескольких экспертиз. Отвечая на встречные вопросы Елены Баснер, Кузнецов признался, что следит за делом и читает статьи, освещающие процесс, например о сомнительности подготовительного рисунка он неоднократно слышал. Как резонно считает адвокат Баснер, мнение свидетеля обвинения, сформированное под влиянием публикаций в СМИ, не является беспристрастным.

Следующее заседание суда состоится 18 января. Кроме того, в конце месяца должны стать известны результаты дополнительной экспертизы компьютеров Елены Баснер.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+