В Петербурге продолжается судебный процесс по делу Елены Баснер: известный искусствовед обвиняется в продаже поддельной работы Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву. В самом конце прошлого и в начале наступившего года в Дзержинском районном суде состоялось два заседания, на которые по ходатайству обвинения вызвали двух новых свидетелей.
22 декабря была допрошена Людмила Тимофеева — внучка коллекционера Николая Тимофеева, бывшего главного психиатра Ленинградского военного округа в чине генерал-майора, отчего его собрание, в котором было много работ Бориса Григорьева и Николая Калмакова, часто именуется «коллекцией генерала Тимофеева». Именно о ней подумала Елена Баснер, когда Михаил Аронсон описывал предлагавшуюся им как произведение Бориса Григорьева работу «В ресторане» словами «происходит из старой и разделенной петербургской коллекции» (после смерти Тимофеева в 1978 году его собрание было разделено между родственниками и постепенно распродано полностью).
По словам свидетельницы, в конце 1990-х годов Елена Баснер четыре-пять раз приходила в квартиру семьи Тимофеевых с покупателями, заинтересованными в работах Бориса Григорьева и Николая Калмакова, которые предлагались к продаже. Как вспоминает Людмила Тимофеева, цена на произведения составляла от $3 тыс. до $12 тыс. (при курсе примерно в 25 руб. за $1), тогда из собрания было продано около десяти работ Григорьева различного размера, и речь о денежном вознаграждении Баснер со стороны продавца не шла (как в случае продажи картины «В ресторане», когда выступавший покупателем Леонид Шумаков вручил ей после удачной сделки $50 тыс. в знак благодарности).
Несмотря на все наводящие вопросы обвинения, свидетельница, которая, как и ее дед, является профессиональным психиатром, о произведениях Григорьева смогла сообщить немного. В свое время она мало интересовалась деталями продажи работ и, по ее словам, не пыталась узнать об их дальнейшей судьбе. Когда был предъявлен «вещдок» — приобретенная Андреем Васильевым работа «В ресторане», она уверенно заявила, что такой картины у Тимофеева не было, хотя подобный сюжет встречается во многих произведениях художника, в том числе тех, что были в его коллекции.
11 января в качестве дополнительного свидетеля в суд был вызван Александр Кузнецов — консультант аукционного дома MаcDougall’s по искусству первой половины XX века с 10-летним стажем, специалист по искусству Павла Челищева. Первая часть его допроса стала живым и подробным рассказом о специфике экспертной работы искусствоведа, хотя формально Александр Кузнецов не является лицензированным экспертом. Затем в суде в очередной раз была продемонстрирована злополучная «В ресторане». Свидетель увидел эту работу еще в 2010 году на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Отвечая на просьбу прокурора, он попытался провести в зале суда тот самый визуальный «знаточеский» анализ, об уязвимости которого не раз говорилось на предыдущих заседаниях. По словам Кузнецова, картина не понравилась ему еще на выставке в галерее Натальи Курниковой, в особенности предварительный карандашный рисунок, «некоторые куски и общее настроение работы». В итоге он твердо заключил, что это очевидная подделка, хотя затем не раз подчеркнул исключительную субъективность собственной оценки. Судья отказалась извлечь произведение из-под стекла, чтобы свидетель мог подробно рассмотреть его, поскольку в деле имеется однозначный результат нескольких экспертиз. Отвечая на встречные вопросы Елены Баснер, Кузнецов признался, что следит за делом и читает статьи, освещающие процесс, например о сомнительности подготовительного рисунка он неоднократно слышал. Как резонно считает адвокат Баснер, мнение свидетеля обвинения, сформированное под влиянием публикаций в СМИ, не является беспристрастным.
Следующее заседание суда состоится 18 января. Кроме того, в конце месяца должны стать известны результаты дополнительной экспертизы компьютеров Елены Баснер.