18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лувр отреставрирует «Иоанна Крестителя» Леонардо да Винчи

Реставрация произведений Леонардо да Винчи — щекотливая для Лувра тема. Не так давно на него обрушился шквал упреков в связи с результатами восстановления «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» (1503–1519), поэтому к работе над «Прекрасной Ферроньерой» (1490–1496) пришлось подойти к осторожностью, а к грядущей реставрации «Иоанна Крестителя» (1513–1516) музей относится предельно серьезно.

В вопросах, касающихся реставрации живописных полотен Леонардо, мнения экспертов регулярно разделяются; при этом доподлинно известно лишь приблизительно о полутора десятках его картин, дошедших до наших дней. Реставрация в 2011–2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение).

Бержон-Лангль также выражала обеспокоенность в связи с последовавшей реставрацией «Прекрасной Ферроньеры», завершившейся в 2015 году, однако теперь отзывается о ней как об успешной благодаря тому, что внесенные «изменения оказались умеренными», о чем она рассказала нашим коллегам из французской газеты Le Journal des Arts.

«Осторожность и прагматизм — вот наш основной принцип», — говорит директор отдела живописи Лувра Себастьян Аллар. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака — что не всегда документировалось — «для придания произведению глубины». За это время лаковые слои успели окислиться и приобрести желтые и коричневые оттенки, а между ними накапливалась грязь.

Работа представляет собой поясное изображение улыбающегося святого. Его тело будто светится внутренним светом, в то время как традиционные одежды и крест в руке едва различимы на темном фоне. По словам Аллара, при пристальном изучении можно заметить, что крест-посох святого окружен едва уловимым сиянием, ныне полностью утратившим видимость. «Для того чтобы вернуть картине первоначальную ясность, необходимо истончить лаковый слой», — говорит он.

Руководить реставрацией будет Регина Морьеара совместно с реставрационно-исследовательским центром музеев Франции C2RMF. Бержон-Лангль считает, что это «великолепный выбор», поскольку именно Морьеара провела консервацию «Купания Вирсавии» (1654) Рембрандта, «работая очень тонко, не переусердствовав при очистке и сохранив мягкость картины».

Наблюдать за ходом работ будет международный комитет, в который войдет около десятка экспертов. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер, и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», — говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо»: из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой.

И чтобы предупредить возможное беспокойство в связи с тем, что Лувр планирует в ближайшие годы провести посвященную Леонардо да Винчи выставку, музей заверяет, что никаких планов по реставрации «Моны Лизы» пока нет.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+