На протяжении последнего десятилетия галереи активно привлекали коллекционеров из разных стран, открывая свои отделения, в частности, в Азии. Однако в последнее время все ведет к тому, что рынок искусства концентрируется в двух традиционных центрах: Лондоне и Нью-Йорке.
Представительница White Cube подтверждает, что лондонская галерея ищет подходящее пространство под офис в Нью-Йорке «для работы с международной клиентской базой».
Среди дилеров, поглядывающих сегодня в сторону Лондона, — Таддеуш Ропак, у которого есть галереи в Париже и Зальцбурге и который подумывал о том, чтобы открыть филиал в Стамбуле, а также Лиза Эссерс, владелица и управляющая Goodman Gallery из ЮАР.
Открыть гигантское пространство в Нью-Йорке в следующем году планирует лондонская Lisson Gallery, а Hauser & Wirth собирается переехать в новое пятиэтажное здание там же в 2018 году.
Желание пустить корни в проверенных временем художественных центрах частично отражает неустойчивость экономической и политической среды во всем мире. Торговля в развивающихся странах непроста сама по себе, и экономическая нестабильность повысила риски для зарубежного бизнеса.
«Десять лет назад галереи искали способы распространить свое присутствие по всему свету. Но вскоре люди осознали, что это требует не только финансовых затрат», — говорит нью-йоркский дилер Сундарам Тагор. Сейчас он подумывает открыть галерею в Лондоне. «Благодаря глобализации стало проще привлекать коллекционеров в Нью-Йорк и Лондон, издавна излюбленные художественной средой города, где у большинства важных коллекционеров уже есть дома», — добавляет он.
Переезд в Лондон или Нью-Йорк может означать попадание в более конкурентную среду (и необходимость платить более высокую арендную плату), но в то же время он нужен для того, чтобы художники не искали других представителей. Парижский дилер Эмманюель Перротен честно признается в том, что открыл галерею в Нью-Йорке частично ради того, чтобы удержать своих художников — и это уже принесло свои плоды.
Однако если отвлечься от верхних слоев рыночной атмосферы, «не всегда имеет смысл работать в сверхкрупном центре, где может быть чересчур шумно, считает предприниматель и коллекционер искусства Ален Серве. «Галереи среднего уровня и маленькие галереи могут привлечь к себе больше внимания в небольшом городе — если они находятся в хорошей компании», — уверен он. В Брюссель, родной город Серве, сейчас идет приток галерей, в частности, из Парижа.