18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пьеро ди Козимо, любимец американцев

В 1920-е годы английский художественный критик и живописец Роджер Фрай писал о «невероятно мрачном индивидуализме» и «причудливой фантазии» Пьеро ди Козимо (1462–1522). В 1932 году, когда художественный музей «Уодсворт Атенеум» приобрел картину, в то время известную как «Гилас и нимфы» (сейчас она носит название «Обнаружение Вулкана на Лемносе»), его директор Чик Остин (Артур Эверетт) упомянул о «здоровой наивности» художника. В начале XX века Пьеро ди Козимо называли предтечей сюрреализма, а исключительный стиль его творчества и самой жизни подчеркивал уже Джорджо Вазари, владевший картиной «Венера, Марс и Купидон», сегодня хранящейся в Берлине, но главной работой мастера считавший все-таки «Персея и Андромеду» из нынешней коллекции галереи Уффици во Флоренции.

Современник Боттичелли и Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо успешно занимался алтарной живописью, писал портреты и картины на мифологические сюжеты, а также создавал на заказ временное убранство по различным поводам. При этом, как отмечал Вазари, он обладал способностью менять свой стиль от произведения к произведению, и, поскольку возрождение интереса к искусству XV века началось лишь с наступлением XIX столетия, составить не вызывающий сомнений корпус работ этого художника оказалось проблематично. Определение хронологии их создания также представлялось затруднительным из-за ограниченного числа дошедших до нас документов.

Пионерами в деле установления авторства Пьеро ди Козимо были английские и немецкие коллекционеры и арт-дилеры. А первую работу живописца, попавшую в США, приобрел живший в 1850-х годах во Флоренции американский коллекционер Джеймс Джексон Джарвз. Это была «Мадонна с Младенцем и святыми Викентием Феррером и Иеронимом», сейчас находящаяся в Художественной галерее Йельского университета. В то время она ошибочно приписывалась кисти другого художника, как и многие произведения Пьеро ди Козимо, оказавшиеся в американских собраниях.

В феврале — марте минувшего года эти работы, значительная часть которых по-прежнему хранится в североамериканских коллекциях, представили в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Экспозиция была расширена за счет произведений из музеев Италии, впервые Вашингтон и Флоренция организовали совместную выставку, которую летом — осенью прошлого года показали в Уффици, дополнив рисунками Пьеро. Посетители обеих выставок получили уникальную возможность увидеть такое большое количество собранных вместе произведений этого удивительного художника. К вашингтонской выставке и был выпущен каталог Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence («Пьеро ди Козимо: Поэзия живописи в ренессансной Флоренции») под редакцией куратора Национальной художественной галереи Гретхен Хиршауэр и Денниса Джеронимуса, чья монография, посвященная живописцу, вышла в 2006 году.

В выставку, о которой рассказывает книга, вошло 38 картин, многие из которых обычно сложно увидеть. Благодаря сотрудничеству с Уффици организаторам удалось получить экспонаты и из других итальянских собраний, а каталог пополнился сведениями о провенансе работ, отсутствовавшими в монографии Джеронимуса. И хотя важнейшие произведения Пьеро ди Козимо из художественных коллекций Лондона, Оксфорда, Берлина и Дрездена (а также, например, самое известное — «Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры» из Шантийи) не были представлены ни в Вашингтоне, ни во Флоренции, о них говорится во вводных статьях книги.

Серена Падовани рассказывает о Пьеро как портретисте; Дункан Балл представил новую интерпретацию соотношения панелей диптиха с портретами архитектора Джулиано да Сангалло и его отца, привезенными из амстердамского Рейксмузеума. В выставку также были включены такие важные алтарные композиции из американских музеев, как Алтарь Пульезе из Художественного музея Сент-Луиса, «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим» из Национальной художественной галереи (обе происходят из британских коллекций) и алтарная картина, привезенная из флорентийской Оспедале дельи Инноченти, тоже созданная по заказу семьи Пульезе.

Сразу два автора, Элисон Лачс и Деннис Джеронимус, обращают внимание на влияние, которое оказал на натуралистический стиль Алтаря Портинари Пьеро ди Козимо ведущий нидерландский художник Хуго ван дер Гус, приехавший во Флоренцию в 1483 году. Джеронимус также пишет о связи трактата «О природе вещей» Лукреция с выделяющимся на фоне современников примитивизмом Пьеро, очевидным в его наиболее выдающихся работах — шпалерах (горизонтальных картинах с изображением, как правило, мифических животных), создававшихся для жилых интерьеров во дворцах знаменитых флорентийских семейств: Строцци, Веспуччи и Пульезе.

Элизабет Уолмсли в статье, посвященной живописной технике, доказывает, что влияние на мастера нидерландской масляной живописи ограничивается добавлением лессировки к традиционной штриховке темперой. А из работ Гретхен Хиршауэр и Вирджинии Бриллиант можно узнать интереснейшие факты, связанные с восприятием творчества Пьеро ди Козимо искусствоведами ХХ века, и об удивительных путях, которые привели его произведения в Америку.

Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence / Gretchen Hirschauer and Dennis Geronimus, eds. The National Gallery of Art, Washington, DC, in association with Lund Humphries. 240 с. £45, $75. На английском языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+