18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сказ о том, как Петр I пощечину Нерону отвесил

Герцог Антон Ульрих Брауншвейгский оставил след в истории благодаря своей выдающейся художественной коллекции.

«Если бы достижения и устремления засчитывались как реальные деяния, герцог был бы одним из величайших монархов Европы». Немногие сегодня знают человека, о котором писала герцогиня Орлеанская (1652–1722), невестка Людовика XIV, также известная как мадам Лизелотта Пфальцская. Она имела в виду герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельского (1633–1714), с которым состояла в переписке на протяжении десятилетий.

Герцогиня Орлеанская искренне восхищалась разнообразной деятельностью Антона Ульриха в области культуры, в том числе строительством в его резиденции в Вольфенбюттеле, где особо выделяется эффектная ротонда, возведенная для библиотеки, которую герцогская династия собирала с XVI века, и великолепным загородным дворцом в Зальцдалуме. При дворце герцог создал художественную галерею, впервые в Священной Римской империи размещенную в специально для нее построенном отдельно стоящем здании.

Выход монографии «...Einer der grössten Monarchen Europas» ?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich («„…Один из крупнейших монархов Европы“?! Новые исследования о герцоге Антоне Ульрихе») приурочен к 300-летию со дня смерти Антона Ульриха. Это богато иллюстрированное издание дополняет труд 2004 года Das Herzog Anton Ulrich-Museum und seine Sammlungen («Музеи и коллекции герцога Антона Ульриха»), редактором обоих выступил Йохен Лукхардт. В новую книгу вошли последние исследования, посвященные роли искусства в политике Священной Римской империи и приобретениям Антона Ульриха. Они дают возможность лучше понять деятельность герцога как коллекционера и ее связь с политикой конца XVII — начала XVIII века.

Упоминаемые Лизелоттой «устремления» — лейтмотив судьбы Антона Ульриха. Второй сын герцога Августа Младшего (1579–1666), в 1685 году он был назначен своим братом Рудольфом Августом (1627–1704) соправителем. Старшему брату больше нравилось строить церкви, чем управлять государством, при этом наследников мужского пола он не имел. Антон Ульрих, напротив, страстно желал утвердить позиции своей линии наследования в борьбе против столь же страстных амбиций Эрнста Августа, его кузена из Каленберг-Геттинген-Грубенхагенской династии, который, однако, одержал над ним решающую победу, когда в 1692 году император Леопольд I сделал его курфюрстом Ганноверским.

Это подтолкнуло Антона Ульриха к союзу с Францией, за что в 1702 году он чуть было не поплатился герцогским титулом. Сближение с Веной привело к браку его внучки с Карлом III Испанским, который впоследствии стал императором Священной Римской империи Карлом VI. Другая его внучка вышла замуж за царевича Алексея, сына Петра I. В 1710 году он вслед за дочерью принял католичество — с полной уверенностью можно сказать, что, как и она, он сделал это по политическим мотивам.

Несомненно, коллекция Антона Ульриха отражала его личные вкусы, но, кроме того, она играла важную роль в политической жизни. Как разъясняет Фридрих Поллеросс в главе об устанавливавшихся при помощи искусства связях внутри Священной Римской империи со времен Рудольфа II до Леопольда I, императоры не только дарили и получали в дар произведения искусства, но и укрепляли политические узы, используя портретные серии курфюрстов и других правителей, создаваемые придворными художниками, граверами и скульпторами, которым они оказывали покровительство. Желая ограничить влияние французского стиля, Леопольд I и его сын Иосиф I также рассылали изображения и планы возводившихся ими зданий правителям всей империи.

Несмотря на путешествие по Франции в юности и заигрывания Антона Ульриха с французским альянсом в зрелые годы, к 1714 году лишь 3% из 800 полотен в его коллекции принадлежали кисти живописцев французской школы. Герцог собирал главным образом итальянское и голландское искусство, доли которых в его собрании составляли приблизительно по 25%. Регулярные поездки начиная с 1680 года на карнавал в Венеции позволяли Антону Ульриху, как и другим представителям европейской знати, знакомиться с художественным рынком, одновременно наслаждаясь итальянским театром, оперой и музыкой. Среди прочего, он привозил домой произведения Тициана, Веронезе, Франческо Монтемеццано, Бернардо Строцци и Якопо, Франческо и Леандро Бассано.

Не менее важными были приобретения, сделанные в Нидерландах. Здесь Антон Ульрих руководствовался списком голландских художников, включенных Иоахимом фон Зандрартом в сочинение по истории искусства Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste (1675–1679). Больше всего герцог любил историческую живопись, он почти не приобретал пейзажи и жанровые композиции и совершенно пренебрегал натюрмортами. Эти его пристрастия прекрасно отражают коллекции немецкой и фламандской живописи, которые составляли 23% и 18% в его собрании в целом.

Свои художественные богатства герцог Брауншвейгский выставил в Зальцдалуме. Собственная галерея не только доставляла огромное удовольствие ему лично, но и давала возможность развлекать и производить впечатление на высоких гостей. К примеру, в 1713 году его посетил Петр I, потрясший хозяина тем, что пожелал поцеловать все религиозные изображения. Дойдя до бронзовой статуи Нерона, царь пристально посмотрел на нее — и отвесил римскому императору пару тяжелых пощечин.

Йохен Лукхардт и его коллеги представили вопросы коллекционирования в Священной Римской империи в новом свете. Их работа будет полезна всем, кто интересуется историей художественных собраний Германии. Кроме того, читатели, несомненно, отметят для себя необходимость посетить музей Антона Ульриха в Брунсвике. Именно туда переместили часть сокровищ герцога из разрушенного в 1813 году Зальцдалумского дворца.

“…Einer der grössten Monarchen Europas”?! Neue Forschungen zu Herzog Anton Ulrich /Jochen Luckhardt, ed. Michael Imhof Verlag. 208 с. €29,95. На немецком языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+