18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аркадий Пластов как он есть: почвенник и фанат Ван Гога, отшельник в миру и икона соцреализма

Ретроспектива советского классика в Русском музее раскрывает новые стороны его творчества.

Выставку в Русском музее, приуроченную к 120-летию Аркадия Пластова (1893–1972), назвали просто и емко — пастернаковскими словами «почва и судьба». Она про путь художника. Семья Пластовых, крестьян села Прислониха Симбирской губернии, была художественно одаренной. Прадед будущего художника был иконописцем, по чертежам деда построили местную церковь, отец в юности был подмастерьем-иконописцем, но сына определил в духовную семинарию. Пробыл там младший Пластов недолго: бросил все, едва почуяв запах свежесваренной олифы. Проучившись же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917), он добровольно сослал себя на малую родину, где и провел всю жизнь, бывая в столице лишь наездами.

Пластов удачно подходит на роль главного русского живописца ХХ века. «Почвенник», не припадавший каждую минуту к стопам власти. Иконописец и одновременно поклонник Ван Гога, державший на столе его Письма. Отшельник, предпочитавший городской суете жизнь в глуши. «Нельзя все время жить в Москве, там правды не увидишь», — заметил как-то Пластов, отвечая на предложение зажить наконец столичным художником, сообразно своим регалиям академика и лауреата, удостоенного отдельной цветной вкладки в Большой советской энциклопедии. Советский министр культуры Екатерина Фурцева могла вызвать к себе любого писателя или художника. Сама же ездила только к двоим — Пластову и Шолохову. Официальное признание к художнику пришло с Колхозным праздником, созданным в 1937 году к выставке «Индустрия социализма». Брызжущее избыточным оптимизмом монументальное полотно, где среди фантастического обилия кренделей и фруктов тщательно выписаны счастливые колхозники. Один — с рюмкой, другой, соблюдая этикет, неуверенно держит вилку левой рукой. Где же здесь правда? Не следует понимать слова художника буквально, под «правдой» видя лишь его «почвенничество», почти наверняка вынужденное. Деревенские мужики звали его Аркашей, он не обижался. Они были его моделями, героями его «крестьянской саги», начатой буквально с чистого листа, после того как страшный пожар 1931 года в его доме в Прислонихе уничтожил все произведения художника.

Пластов работал во всех жанрах: в тематической картине, портрете, пейзаже, книжной иллюстрации. Все это подробно представлено на выставке, куда, помимо работ из Русского музея, привезено все лучшее из Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея (там самое большое собрание работ Пластова после столичных), других региональных музеев. И удивительное дело: с детства знакомые соцреалистические полотна здесь вдруг открываются с неожиданной стороны. В середине войны Пластов написал Трактористок (1943–1944): две крепкие девушки собираются искупаться в жаркий день под присмотром пожилого механизатора. Чем не советская версия классического сюжета с новым названием — Сусанны и старец? Вот нежно-лирический Первый снег (1946), по настроению на десятилетие опередивший хрущевскую оттепель. Тогда же появились эскизы к Весне (1954) — самой знаменитой картине Пластова, ставшей чуть ли не эротическим хитом, растиражированным журналом «Огонек». Пластов — художник увлекающийся, в ходе работы отклонявшийся то от правды жизни, то от темы. Поэтому хохломская ложка в руке едока в Жатве (1945–1946) слишком красива для прозаической паузы в ежедневной борьбе за кусок хлеба. В Партизанах интереснее лес с пестрой осенней листвой, чем скачущие всадники. Графика его, в частности портрет сына Николая, любимой модели Пластова, выдает уверенную тренированную руку. Ключ же к Почве и судьбе — автопортреты Пластова. Юношеский 1910-х годов, по меткому замечанию Владимира Леняшина, куратора выставки, напоминает Алексея Турбина из Дней Турбиных Михаила Булгакова, трагический образ русского интеллигента в водовороте Гражданской войны. С автопортретов 1930-х годов на нас смотрит человек, оседлавший судьбу, а поздний Автопортрет при закатном солнце (1969–1971) демонстрирует убежденность автора в своей причастности к сонму великих. Уникальная по нынешним временам история.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+