Мечта музейщиков, неоднократно заявлявших, что на пополнение государственного музейного фонда требуется миллиард рублей в год, сбылась в 2014 году. Тогда почти 100 музеев вне зависимости от подчинения смогли получить в свои собрания более 33 тыс. новых экспонатов, необходимость которых подтвердила Рабочая группа по вопросам приобретения предметов для пополнения Музейного фонда РФ. Однако в самом начале прошлого года министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что финансирование закупок в период кризиса серьезно сократится.
Как пояснили TANR в ведомстве, в результате по программе Культура России 2012–2018 в 2015 году на закупки было выделено 13 млн руб., что в пересчете на 62 федеральных музея совсем не много. В связи с этим в музеях, где не только хранят, что есть, но и дополняют коллекции концептуально необходимыми произведениями искусства, вынуждены искать новые способы приобретения работ.
Одна из самых важных тенденций — покупка художественных ценностей за счет внебюджетных средств. Самое значительное приобретение — 104 императорских ордена и медали Российской империи — в прошлом году было сделано меценатами для Музеев Московского Кремля в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. В ММК отмечают, что наиболее ценными из обретенных являются два экспоната: цепь ордена Белого Орла, изготовленная для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.
Собрание Третьяковской галереи за счет частных средств пополнилось эскизом Павла Кузнецова Одалиска к росписи Казанского вокзала, одним из вариантов Икара — памятника Валерию Чкалову в Пантеоне летчиков Веры Мухиной и акварельным женским портретом Василия Перова.
Опрошенные TANR музейщики отметили, что в текущей экономической ситуации становится сложнее привлекать спонсорские средства не только на закупки, но и вообще на музейные проекты, поэтому приходится придумывать новые способы коммуникаций. Так, в Третьяковской галерее предполагают «арендовать» произведения из частных коллекций на выставки и для временного показа в экспозициях (впервые результат такого сотрудничества могут представить на Крымском Валу уже в апреле), при этом стратегию пополнения музейной коллекции делают одним из приоритетных направлений в концепции развития музея. А в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина планируют открыть Клуб коллекционеров, участники которого при желании могут объединять усилия для покупки необходимых экспонатов: финансовая нагрузка снижается, а результат остается.
Практически все музеи тратят на новые экспонаты и заработанные средства. Например, Государственный музей-заповедник «Царское Село», активно участвующий в небольших зарубежных аукционах, купил на Bonhams и Drouot образцы европейского вооружения и снаряжения XVI–XVII веков для новой экспозиции павильона «Арсенал» в Александровском парке, которую планируется открыть к осени. Кроме того, за $3,5 тыс. на американском онлайн-аукционе приобрели молитвенник, принадлежавший цесаревичу Алексею.
Еще один распространенный способ пополнения собраний — дары. Сейчас это вещи не баснословной стоимости, но от того менее значимыми они не становятся: за этим следят специальные комиссии внутри музеев. Так, в фонды того же Царского Села передали две тарелки, которые дополнили предметы из так называемого Корбиевского сервиза. В 1823 году с него ели гости дня рождения великой княгини Александры Федоровны в Павловске. Жак Мозер, внучатый племянник учителя французского языка детей императора Николая II Пьера Жильяра, подарил музею-заповеднику фотокамеру, которой тот снимал императорскую семью в Царском Селе и позже в ссылке. А в Государственный исторический музей поступила небольшая статуэтка каслинского литья Мальчик, ковыряющий в носу начала 1960-х годов — дар петербургского антиквара, у которого ранее музей приобрел винт самолета времен Первой мировой войны.
Некоторые заявки на закупки за счет бюджета были утверждены в 2014 году, но выполнены только в прошлом. Среди наиболее значимых из них — картина Джованни Бальоне Явление ангела святому Иосифу, написанная около 1599 года для капеллы Санта-Кроче римской церкви Сан-Мартино аи Монти, и картина, идентифицированная ведущим научным сотрудником ГМИИ им. А.С.Пушкина Викторией Марковой как работа Гаспаре Траверси Старуха, греющая руки над жаровней. Она дополнила две парные картины этого художника Школа рукоделия и Школа мальчиков, поступившие в музей в 1924 году из собрания парфюмера Генриха Брокара. Таким образом, теперь полотен Траверси в России три, и все они находятся в Пушкинском музее.
А небольшую коллекцию работ придворного мастера Василия Садовникова в Историческом музее украсил акварельный альбом 1872 года с видами и интерьерами дачи Зинаиды Юсуповой в Царском Селе. Вещь эту в музее оценивают как уникальную за счет того, что удалось сохранить весь альбом целиком, а составляют его не только пять акварелей, но и три фотографии с авторской раскраской. К тому же в Государственном Русском музее были обнаружены эскизы и наброски к этим листам, и таким образом удалось установить их авторство. После комплексной косметической реставрации рисунки из альбома можно будет увидеть на музейной выставке весной.
Учитывая то, что в этом году на закупки музейных предметов выделено 20 млн руб., музеям придется потратить немало сил в деле пополнения собраний. На этом фоне хорошей новостью может стать упрощенный порядок включения предметов и коллекций в Музейный фонд РФ в случае принятия поправок в закон О Музейном фонде и музеях в РФ. Для этого достаточно иметь положительное заключение фондово-закупочной комиссии музея и экспертизу, подтверждающую историко-культурную ценность предмета, и с момента регистрации в учетных документах музея экспонаты считаются включенными состав Музейного фонда РФ. Сейчас проект закона находится в Государственной Думе РФ и ожидает рассмотрения в первом чтении.