Для сферы торговли предметами искусства и роскоши прошедший год стал самым неудачным начиная с 2009-го: по сравнению с 2014 годом рост составил всего 1%. Результаты многих ноябрьских торгов в Нью-Йорке оказались ниже прогнозировавшихся. Большинство декабрьских торгов в Лондоне (распродажа коллекции Бернхаймера, аукционы русской живописи, британского модернизма, старых мастеров) были слабыми. В 2016 году корректировка арт-рынка продолжится. Конечно, отдельные работы будут по-прежнему уходить по баснословным ценам, но в целом продажи произведений искусства ожидает спад.
Новый исполнительный директор Sotheby’s Тэд Смит запустил программу увольнений по собственному желанию, чтобы компенсировать 30%-ное падение в 2015 году стоимости акций компании. Кадровые перестановки в аукционных домах, вероятно, наберут обороты; они начались с переходом Марка Портера из Christie’s в Sotheby’s и Гийома Черутти в обратном направлении. Кто-то из сотрудников двух ведущих аукционных домов сможет перейти в Phillips, который, кажется, по-прежнему набирает персонал.
Объем гарантий, предоставленных Sotheby’s, Christie’s и Phillips владельцам произведений искусства, чтобы привлечь их шедевры на свои торги, в прошлом году был крайне велик. Так, в ходе ноябрьской серии торгов продавцам была обещана сумма в $1 млрд. Безусловно, $170,4 млн за Лежащую обнаженную Амедео Модильяни обернулись прибылью для Christie’s, дававшего на нее гарантию, близкую к эстимейту в $100 млн, однако во многих других случаях дела обстояли иначе. Например, на коллекцию Альфреда Таубмана Sotheby’s выдал его наследникам гарантию в $515 млн, но окупится ли она после продажи оставшихся работ, в том числе выкупленных самим аукционным домом? Эпоха крупных сделок с гарантийным обеспечением, похоже, прошла.
Рост терроризма в Европе, скорее всего, удержит американцев от посещения европейских художественных ярмарок, что благоприятно скажется на аналогичных мероприятиях в США. Год будет особенно тяжелым для TEFAF в Маастрихте и перезапущенной парижской Биеннале антикваров, которым будет явно не хватать американских коллекционеров.
Еще в конце 1990-х годов возник термин «экономика впечатлений» для описания того, как впечатления становятся продуктом. Сегодня галереи, ярмарки и даже художники предлагают не просто продукт, а переживание — если, конечно, допустить, что искусство — это чистый продукт.
Похоже, будет развиваться новый тренд — привлечение искусства для придания особого шарма торговым центрам. В конце 1980-х годов в крупных универмагах Японии появились «музеи», где продавались работы художников от Пабло Пикассо до Бернара Бюффе. Сегодня в Китае компания K11 работает по той же схеме, называет свои магазины «художественными моллами» и обещает открыть еще 17 подобных. Это может сильно оживить арт-рынок, хотя, насколько качественным будет продаваемое там искусство, пока не известно.