18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-рынок: пять прогнозов на 2016 год

№40
Материал из газеты

Рост терроризма, замедление мировой экономики, по-прежнему низкие цены на сырье — таковы итоги прошлого года. Обозреватель The Art Newspaper Джорджина Адам предсказывает последствия всего этого для рынка искусства

Для сферы торговли предметами искусства и роскоши прошедший год стал самым неудачным начиная с 2009-го: по сравнению с 2014 годом рост составил всего 1%. Результаты многих ноябрьских торгов в Нью-Йорке оказались ниже прогнозировавшихся. Большинство декабрьских торгов в Лондоне (распродажа коллекции Бернхаймера, аукционы русской живописи, британского модернизма, старых мастеров) были слабыми. В 2016 году корректировка арт-рынка продолжится. Конечно, отдельные работы будут по-прежнему уходить по баснословным ценам, но в целом продажи произведений искусства ожидает спад.

1. Сокращения в аукционных домах

Новый исполнительный директор Sotheby’s Тэд Смит запустил программу увольнений по собственному желанию, чтобы компенсировать 30%-ное падение в 2015 году стоимости акций компании. Кадровые перестановки в аукционных домах, вероятно, наберут обороты; они начались с переходом Марка Портера из Christie’s в Sotheby’s и Гийома Черутти в обратном направлении. Кто-то из сотрудников двух ведущих аукционных домов сможет перейти в Phillips, который, кажется, по-прежнему набирает персонал.

2. Гарантии утратят былую актуальность

Объем гарантий, предоставленных Sotheby’s, Christie’s и Phillips владельцам произведений искусства, чтобы привлечь их шедевры на свои торги, в прошлом году был крайне велик. Так, в ходе ноябрьской серии торгов продавцам была обещана сумма в $1 млрд. Безусловно, $170,4 млн за Лежащую обнаженную Амедео Модильяни обернулись прибылью для Christie’s, дававшего на нее гарантию, близкую к эстимейту в $100 млн, однако во многих других случаях дела обстояли иначе. Например, на коллекцию Альфреда Таубмана Sotheby’s выдал его наследникам гарантию в $515 млн, но окупится ли она после продажи оставшихся работ, в том числе выкупленных самим аукционным домом? Эпоха крупных сделок с гарантийным обеспечением, похоже, прошла.

3. Удар по европейским художественным ярмаркам

Рост терроризма в Европе, скорее всего, удержит американцев от посещения европейских художественных ярмарок, что благоприятно скажется на аналогичных мероприятиях в США. Год будет особенно тяжелым для TEFAF в Маастрихте и перезапущенной парижской Биеннале антикваров, которым будет явно не хватать американских коллекционеров.

4. Роскошь и новые впечатления по-прежнему в цене

Еще в конце 1990-х годов возник термин «экономика впечатлений» для описания того, как впечатления становятся продуктом. Сегодня галереи, ярмарки и даже художники предлагают не просто продукт, а переживание — если, конечно, допустить, что искусство — это чистый продукт.

5. Искусство в каждом торговом центре

Похоже, будет развиваться новый тренд — привлечение искусства для придания особого шарма торговым центрам. В конце 1980-х годов в крупных универмагах Японии появились «музеи», где продавались работы художников от Пабло Пикассо до Бернара Бюффе. Сегодня в Китае компания K11 работает по той же схеме, называет свои магазины «художественными моллами» и обещает открыть еще 17 подобных. Это может сильно оживить арт-рынок, хотя, насколько качественным будет продаваемое там искусство, пока не известно.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+