18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Арт-рынок: пять прогнозов на 2016 год

№40
Материал из газеты

Рост терроризма, замедление мировой экономики, по-прежнему низкие цены на сырье — таковы итоги прошлого года. Обозреватель The Art Newspaper Джорджина Адам предсказывает последствия всего этого для рынка искусства

Для сферы торговли предметами искусства и роскоши прошедший год стал самым неудачным начиная с 2009-го: по сравнению с 2014 годом рост составил всего 1%. Результаты многих ноябрьских торгов в Нью-Йорке оказались ниже прогнозировавшихся. Большинство декабрьских торгов в Лондоне (распродажа коллекции Бернхаймера, аукционы русской живописи, британского модернизма, старых мастеров) были слабыми. В 2016 году корректировка арт-рынка продолжится. Конечно, отдельные работы будут по-прежнему уходить по баснословным ценам, но в целом продажи произведений искусства ожидает спад.

1. Сокращения в аукционных домах

Новый исполнительный директор Sotheby’s Тэд Смит запустил программу увольнений по собственному желанию, чтобы компенсировать 30%-ное падение в 2015 году стоимости акций компании. Кадровые перестановки в аукционных домах, вероятно, наберут обороты; они начались с переходом Марка Портера из Christie’s в Sotheby’s и Гийома Черутти в обратном направлении. Кто-то из сотрудников двух ведущих аукционных домов сможет перейти в Phillips, который, кажется, по-прежнему набирает персонал.

2. Гарантии утратят былую актуальность

Объем гарантий, предоставленных Sotheby’s, Christie’s и Phillips владельцам произведений искусства, чтобы привлечь их шедевры на свои торги, в прошлом году был крайне велик. Так, в ходе ноябрьской серии торгов продавцам была обещана сумма в $1 млрд. Безусловно, $170,4 млн за Лежащую обнаженную Амедео Модильяни обернулись прибылью для Christie’s, дававшего на нее гарантию, близкую к эстимейту в $100 млн, однако во многих других случаях дела обстояли иначе. Например, на коллекцию Альфреда Таубмана Sotheby’s выдал его наследникам гарантию в $515 млн, но окупится ли она после продажи оставшихся работ, в том числе выкупленных самим аукционным домом? Эпоха крупных сделок с гарантийным обеспечением, похоже, прошла.

3. Удар по европейским художественным ярмаркам

Рост терроризма в Европе, скорее всего, удержит американцев от посещения европейских художественных ярмарок, что благоприятно скажется на аналогичных мероприятиях в США. Год будет особенно тяжелым для TEFAF в Маастрихте и перезапущенной парижской Биеннале антикваров, которым будет явно не хватать американских коллекционеров.

4. Роскошь и новые впечатления по-прежнему в цене

Еще в конце 1990-х годов возник термин «экономика впечатлений» для описания того, как впечатления становятся продуктом. Сегодня галереи, ярмарки и даже художники предлагают не просто продукт, а переживание — если, конечно, допустить, что искусство — это чистый продукт.

5. Искусство в каждом торговом центре

Похоже, будет развиваться новый тренд — привлечение искусства для придания особого шарма торговым центрам. В конце 1980-х годов в крупных универмагах Японии появились «музеи», где продавались работы художников от Пабло Пикассо до Бернара Бюффе. Сегодня в Китае компания K11 работает по той же схеме, называет свои магазины «художественными моллами» и обещает открыть еще 17 подобных. Это может сильно оживить арт-рынок, хотя, насколько качественным будет продаваемое там искусство, пока не известно.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+