18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Протестная культура полтора века назад: в какие миры бежали немецкие романтики, показывают в Вене

№40
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась выставка, объединившая две ветви немецкого искусства

Романтизм, зародившийся как интернациональное явление на рубеже XVIII–XIX веков, был сложным и многоликим явлением, обретавшим в каждой стране, будь то Франция, Англия или Россия, свои национальные черты. Свой романтизм был и в Германии, переживавшей тогда не лучшие времена. Раздробленность на сотни мелких государств с феодальным правлением, наполеоновские войны, значительно сократившие территорию даже самого крупного образования на немецких землях — Пруссии… Но и после освобождения от французов и Венского конгресса (1814–1815) проблема объединения германских земель не была решена вплоть до 1871 года. Надежды местной культурной элиты на построение процветающего национального государства так и остались надеждами, зато дали мощный импульс расцвету «протестной культуры», подарившей миру великую немецкую философию, музыку и литературу.

Искусству в этом ряду традиционно отводят куда более скромное место. Выставка же Миры романтизма, открывшаяся в венской Альбертине, пытается выправить этот дисбаланс или по крайней мере дать более объективную картину романтизма в немецком искусстве.

В экспозицию включено 170 произведений живописи, подготовительных набросков и рисунков, графики художников, работавших в период, который принято считать эпохой Гегеля, Гете и Бетховена. При этом кураторы выставки — Кристоф Мецгер из Альбертины и Корнелия Рейтер из венской Художественной академии — четко обозначили два пути в немецком романтизме. С одной стороны, мистически-религиозный, видевший миссию художника в символическом отображении всеобъемлющего присутствия Бога в окружающем мире. Этот путь представляли Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Йохан Кристиан Даль и Карл Густав Карус. С другой стороны, на католическом юге, преимущественно австрийские художники, оглядывались в поисках идеала на Рафаэля и Дюрера, и на средневековое немецкое искусство до Реформации. Обращенное в прошлое, это движение зародилось в 1808–1809 годах в венской Академии, когда несколько ее студентов во главе с Фридрихом Овербеком и Генрихом Пфорром покинули это заведение, насаждавшее космополитичный классицизм, и основали Союз святого Луки. Через год Овербек уехал в Рим, где к нему присоединились Петер Корнелиус, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд и Вильгельм фон Шадов. Поселившись в старом монастыре, они организовали свою жизнь наподобие средневековых религиозных братств и рассматривали собственное творчество как служение Богу, подражая в нем раннему Рафаэлю и художникам Кватроченто. Позже, вернувшись на родину, назарейцы (так стали называть этих художников) оказали большое влияние на развитие немецкого искусства вплоть до конца
ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+