Очень правильно, что именно Исторический музей представляет выставку Александр Герасимов. К 135-летию художника. Не только потому, что это прекрасная возможность для Исторического музея активнее показывать свои богатые фонды изобразительного искусства и в полной мере использовать гигантские залы Выставочного комплекса исторического музея (Музей Отечественной войны 1812 года).
Творчество Александра Герасимова (1881–1963), художника некогда всенародно известного и даже хрестоматийного, сегодня невозможно рассматривать исключительно в контексте развития искусства, в отрыве от исторических реалий времени, в которое он жил. Когда идет речь о соцреализме, то Герасимова можно считать одним из главных его символов. Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР, во власти которого были, без преувеличения, судьбы художников (и творческие, и человеческие). Для того чтобы занять такое исключительное положение в иерархии советского искусства, потребовалось совпадение творческой индивидуальности, особенностей характера и вкусов руководителей государства.
Выставка в Историческом музее вполне масштабна — около 90 полотен из государственных музеев и частных коллекций (одним из ее кураторов стал Леонид Шишкин, галерея которого более четверти века работает с произведениями соцреализма) — и дает возможность увидеть путь художника, учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина и ставшего создателем официальных портретов Сталина.
Известной всем иконографией вождей кураторы выставки ограничиваться не стали, хотя в залах есть портреты Ленина, Сталина и Ворошилова — друга и покровителя Герасимова. Герои его произведений (многие выставляются впервые) — художники и балерины, военачальники и архитекторы, зарубежные политики и советские светские красавицы; на его картинах — Париж, Индия, Китай. Добавьте к этому экспрессию мазка и монументальность полотен — и вот новая советская элита получила зеркало, отражение в котором ей очень нравилось. Эти люди, добившиеся успеха, хотели видеть свою жизнь именно такой — залитой солнечным светом, с пышными букетами цветов и ликующими народными массами в дворцовых интерьерах, украшенных кумачом.