В Москве со старой книгой и бумагой работает сейчас чуть ли не десяток аукционных домов: по традиции букинистикой занимаются «Империя», «Кабинетъ», «В Никитском», «Антиквариум» и «Три века», в конце 2015 года появились «Литфонд» (отделившийся от «В Никитском») и совсем новенький Antik BookClub. Именно продавцы букинистики (наряду с нумизматикой, но о ней разговор особый) ныне лидеры отечественного рынка.
Стремясь неординарно обозначить себя, новые игроки хотят удивить клиента и при этом сочетают светские ухаживания за публикой — конферансы и фуршеты — с твердыми коммерческими устремлениями. Активно используются на аукционах современные формы торговли — объем продаж значительно увеличился за счет интернет-покупок. Аукционные дома все время придумывают новые форматы: книги пушкинской поры и книги о путешествиях; «Антиквариум» летом предложил покупателям «петербургскую коллекцию» из семейных архивов Северной столицы, в декабре впервые в России специально собрал коллекцию самиздата.
«Русская эмаль», дом, давно признанный как знаток декоративно-прикладного искусства, ныне успешно работает с новым для себя материалом: летом провел аукцион антикварной открытки, где уход составил 100%, в ноябре впервые провел аукцион Антикварная бумага, в декабре — букинистические торги. На этих специализированных торгах материал продавался самый разнообразный: авторская графика, гравюра, лубок, фотография, открытки, визитные карточки и так далее. К примеру, офорт Франсиско Гойи Смерть Пепе Ильо был продан всего за 50 тыс. руб., две автолитографии Анны Остроумовой-Лебедевой — за 13 тыс. и 30 тыс. руб.
В целом цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, растут: Стихотворения Александра Пушкина (СПб., 1835) в Antik BookClub предлагались за 2,2 млн руб. Но все же остаются в российских рамках и не сопоставимы с лондонскими книжными вершинами, где в начале декабря на Christie’s первое издание пушкинского Бориса Годунова ушло за £68,5 тыс.
Эта тенденция — не покупать на российских торгах дорогие произведения — общая для всех разделов внутреннего рынка, в том числе живописи. Именно поэтому местные продавцы ищут новый материал (более дешевый) и новые формы торговли (более демократичные). Так что следует и дальше ожидать успешного развития рынка букинистики, тиражной графики и вообще старой бумаги.
Увеличивающийся спрос, как это всегда и бывает, вызвал появление букинистических фальшивок. Уже на нескольких московских аукционах предлагались подлинные книги с автографами, которых просто не могло там быть — из-за несовпадения дат или персонажей. Например, на рынке появилась книжка стихов Марины Цветаевой с дарственной надписью Софии Парнок, романтической подруге поэтессы. Причем нежная надпись датирована несколькими месяцами раньше даты выхода книги (не говоря уже о том, что к указанному времени подруги расстались и не общались друг с другом, о чем есть множество воспоминаний современников и самих героинь).