18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь московского букинистического рынка

В Москве со старой книгой и бумагой работает сейчас чуть ли не десяток аукционных домов: по традиции букинистикой занимаются «Империя», «Кабинетъ», «В Никитском», «Антиквариум» и «Три века», в конце 2015 года появились «Литфонд» (отделившийся от «В Никитском») и совсем новенький Antik BookClub. Именно продавцы букинистики (наряду с нумизматикой, но о ней разговор особый) ныне лидеры отечественного рынка.

Стремясь неординарно обозначить себя, новые игроки хотят удивить клиента и при этом сочетают светские ухаживания за публикой — конферансы и фуршеты — с твердыми коммерческими устремлениями. Активно используются на аукционах современные формы торговли — объем продаж значительно увеличился за счет интернет-покупок. Аукционные дома все время придумывают новые форматы: книги пушкинской поры и книги о путешествиях; «Антиквариум» летом предложил покупателям «петербургскую коллекцию» из семейных архивов Северной столицы, в декабре впервые в России специально собрал коллекцию самиздата.

«Русская эмаль», дом, давно признанный как знаток декоративно-прикладного искусства, ныне успешно работает с новым для себя материалом:  летом провел аукцион антикварной открытки, где уход составил 100%, в ноябре впервые провел аукцион Антикварная бумага, в декабре — букинистические торги. На этих специализированных торгах материал продавался самый разнообразный: авторская графика, гравюра, лубок, фотография, открытки, визитные карточки и так далее. К примеру, офорт Франсиско Гойи Смерть Пепе Ильо был продан всего за 50 тыс. руб., две автолитографии Анны Остроумовой-Лебедевой — за 13 тыс. и 30 тыс. руб.

В целом цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, растут: Стихотворения Александра Пушкина (СПб., 1835) в Antik BookClub предлагались за 2,2 млн руб. Но все же остаются в российских рамках и не сопоставимы с лондонскими книжными вершинами, где в начале декабря на Christie’s первое издание пушкинского Бориса Годунова ушло за £68,5 тыс.

Эта тенденция — не покупать на российских торгах дорогие произведения — общая для всех разделов внутреннего рынка, в том числе живописи. Именно поэтому местные продавцы ищут новый материал (более дешевый) и новые формы торговли (более демократичные). Так что следует и дальше ожидать успешного развития рынка букинистики, тиражной графики и вообще старой бумаги.

Увеличивающийся спрос, как это всегда и бывает, вызвал появление букинистических фальшивок. Уже на нескольких московских аукционах предлагались подлинные книги с автографами, которых просто не могло там быть — из-за несовпадения дат или персонажей. Например, на рынке появилась книжка стихов Марины Цветаевой с дарственной надписью Софии Парнок, романтической подруге поэтессы. Причем нежная надпись датирована несколькими месяцами раньше даты выхода книги (не говоря уже о том, что к указанному времени подруги расстались и не общались друг с другом, о чем есть множество воспоминаний современников и самих героинь).

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+