В 2015 году российские музеи представили сразу несколько крупных проектов по адаптации музейного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями. В Министерстве культуры РФ говорят, что на ближайшие годы это одно из главных направлений развития всех культурных институций, хотя в прошлом году на создание доступной среды для инвалидов в сфере культуры было выделено всего 1,5 млрд руб.
В ноябре у Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке появились первые в России видеогиды на жестовом языке. Благодаря им глухие и слабослышащие посетители смогут самостоятельно изучать постоянную экспозицию русского искусства XI — начала ХХ века. Видеогиды с рассказом об истории создания картин, их художественной ценности и биографиях авторов — совместная разработка ГТГ и Московской городской организации Всероссийского общества глухих (сотрудники музея подготовили тексты, а специалисты из ВОГ адаптировали их к жестовому языку). В будущем такие видеогиды появятся и на всех временных выставках музея.
Эта инициатива запускается в рамках программы Музей, открытый для всех, стартовавшей в 2007 году. Ее смысл — адаптировать пространство Третьяковской галереи для людей с различными физическими и ментальными особенностями. Создается специальная музейная инфраструктура (аудио-, видеогиды, места отдыха, пандусы), проводятся специальные выставки и лекции.
Параллельно с Третьяковкой Государственный музей-заповедник «Царское Село» начал интерактивную программу для детей с нарушениями зрения Прикоснись к прекрасному. В музее выставили макеты мебели, предметов интерьера, фрагментов лепнины (в натуральную величину), янтарной мозаики, часов в Янтарной комнате, а также уменьшенную копию самого Екатерининского дворца. Первую экскурсию по залам Золотой анфилады провели для воспитанников петербургской Школы-интерната № 1 им. Константина Грота.
Аналогичную программу под названием Смотри картину в прошлом году разработали в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Слабовидящие тактильно изучают кирпичную кладку и архитектурные элементы дворца, скульптуры великих князей, предметы обстановки в парадном Таврическом зале, а также точную копию полотна Василия Нестеренко Триумф Екатерины. Статистика показывает: за 2015 год именно эта программа стала самой популярной у посетителей Царицына.
Отдельное направление работы столичных музеев — люди с расстройствами аутистического спектра (РАС). В 2014 году Сергей Капков, прежний руководитель столичного Департамента культуры, обещал ввести в музеях Москвы специальные часы для посещения людьми с аутизмом. Тогда идея повисла в воздухе, а теперь ее подхватили сами музейщики.
Благотворительный фонд «Выход», занимающийся проблемой аутизма в России, в апреле 2014 года запустил спецпроект Аутизм. Дружелюбная среда. Его идея — сделать общественные пространства комфортной средой для людей с РАС. Этой осенью фонд вместе с Музеем современного искусства «Гараж» и ГМИИ им. А.С.Пушкина придумал специальную музейную программу. Для персонала музеев организовали тренинг, на котором родители рассказывали о том, что отличает их детей с РАС от сверстников и, главное, как правильно с ними общаться. «Все не так сложно, как может показаться, нужно только внимание и желание помочь. К сожалению, в России до сих пор нет системной работы по адаптации общественных пространств для людей с РАС, — говорит Александра Петрова, проводившая тренинг в «Гараже». — В американское Объединение доступных музеев входят крупнейшие музеи страны, включая Метрополитен, МoМА, Гуггенхайм, — мы же пока делаем первые шаги».
После тренинга в музеи пришли дети — ученики нескольких инклюзивных школ Москвы и Технического колледжа № 21. А в декабре в «Гараже» прочли открытую лекцию София Россовски, исполнительный директор НКО «Доступная среда Нью-Йорка», и Синди Ванденбош из нью-йоркского Консорциума по доступности музеев. Они рассказали, как сделать музейное пространство комфортным для всех посетителей, включая людей с РАС.
«В Америке с начала 1990-х годов действует закон об инвалидах, требующий, чтобы все учреждения, в том числе музеи, были доступны для людей с физическими и ментальными особенностями, — говорит Cинди Ванденбош. — Сделать это нетрудно, достаточно обеспечить тактильный контакт с экспонатами, настроить правильное освещение, оборудовать зону сенсорной разгрузки. По такому принципу устроены почти все музеи не только в Нью-Йорке, но и в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско. В России таких примеров в последние годы появилось немало — тот же „Гараж“, Эрмитаж, Еврейский музей работают по международным стандартам».
В Санкт-Петербурге общественный фонд «Отцы и дети» более 20 лет проводит групповые занятия для детей с аутизмом прямо в залах Государственного Эрмитажа, программа включает лекции по истории искусства, мастер-классы, знакомство с собранием музея.
В Москве одним из первых музеев, начавших целенаправленную работу с людьми, имеющими РАС, стал Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), где открылась творческая студия «Особые художники». Занятия рассчитаны на год, каждые полгода планируются выставки ее учеников. Пока здесь занимаются только взрослые, но в будущем смогут и дети.
«В России почти нет специалистов, умеющих работать с такими людьми, — говорит директор ГЦСИ Михаил Миндлин. — Дефицит кадров, а не деньги или косность руководства — главное препятствие к тому, чтобы наши музеи стали комфортной и дружелюбной средой. Но тенденция меняется — крупные институции подтягиваются к мировым стандартам, создают общедоступную среду для всех. В нашем новом здании на Ходынке будут специальные программы для людей с физическими и ментальными особенностями, на Зоологической для этого почти нет места».
В Центре толерантности Еврейского музея уже несколько лет подряд проводят занятия для инклюзивных групп московских колледжей. Программа включает базовые занятия с ребятами с ментальными особенностями по всем предметам, лишь немного адаптированные сотрудниками музея. Кроме этого, музей постоянно реализует совместные проекты с российскими организациями в области инклюзии: обучение волонтеров, работающих с инвалидами, творческие мастер-классы совместно с проектом inclusive, выставки, круглые столы, конференции. В прошлом году проект Детского центра музея Разные возможности — равные права получил президентский грант. На протяжении всего учебного года сотрудники Детского центра проводили занятия для учеников гимназии № 1540, школы № 1231 «Ковчег», школы-интерната № 30 для слабослышащих детей, ЦСО «Лефортово» прямо в интерактивных залах музея.