18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таир Салахов: на передовой советского искусства и после нее

№40
Материал из газеты

Первая ретроспектива 88-летнего мэтра в Третьяковской галерее

Академик и вице-президент Академии художеств, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий СССР и РФ Таир Салахов давно занял свое место на отечественном художественном олимпе, но удивительно: нынешняя выставка в год 88-летия мэтра станет его первой персоналкой в Третьяковской галерее. Живопись, театральные работы, графика, созданные вплоть до 2000-х годов. Часть представленного происходит из собрания Третьяковки, часть — из музеев России и Азербайджана.

По словам куратора Ольги Полянской, основная цель выставки — избавиться от стереотипного представления о Салахове как о художнике только «сурового стиля» и показать, как менялось его творчество от 1960-х до 2000-х годов. При этом, конечно, не отрицая, что имя Салахова в первую очередь связано именно с «суровым стилем». Сегодня его основатели выглядят титанами советского искусства: Виктор Попков, Николай Андронов, Павел Никонов и Таир Салахов сумели открыть новую страницу в советском искусстве. Героем «сурового стиля» остался все тот же пролетарий, что и в соцреализме, но не в момент празднования очередной победы. Культ силы и красоты сменился культом мужества, фальшивая бравада — «суровой правдой жизни». «Рыцари труда» 1960-х не только рабочие, но и полярники, геологи, строители ГЭС, индивидуалисты и правдорубы. Салахов сразу нашел и свою тему: его герои — нефтяники Каспия. Новый пролетариат появился еще в его дипломной картине С вахты, где рабочие возвращаются с работы, преодолевая сопротивление ветра. Его персонажами становятся также представители творческой интеллигенции, кумиры физиков и лириков. В портретах композиторов Кара Караева, Дмитрия Шостаковича Салахову удалось создать тип классического советского интеллигента. Это уже был совсем иной герой, раздираемый сомнениями, далекий от канонического образа советского человека.

Сын репрессированного политработника, Салахов, возможно, лучше других осознавал существовавшее положение вещей. Занимая высокие посты в системе культуры, он сумел сохранить репутацию художника. Но и в своих работах он выступал как настоящий дипломат, владеющий тонкостями обращения с системой. Муки творчества или муки совести терзали его героев? Ответ оставался на усмотрение зрителя.

«Суровый стиль» быстро исчерпал свой запас энергии, из картин 1970-х годов уже уходит эмоциональная напряженность; бунтари-шестидесятники стали частью советской элиты, а вольнодумство, вогнанное в рамки официального искусства, уже не казалось опасным.

Салахов всегда старался оставаться на передовой советского искусства, но часто позволял себе уйти от его канонов. В работах последних лет он, кажется, с утроенной силой наверстывает упущенное, ведя диалог с искусством модернизма, долгие годы бывшего запретным плодом для советских художников.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+