18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Таир Салахов: на передовой советского искусства и после нее

№40
Материал из газеты

Первая ретроспектива 88-летнего мэтра в Третьяковской галерее

Академик и вице-президент Академии художеств, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий СССР и РФ Таир Салахов давно занял свое место на отечественном художественном олимпе, но удивительно: нынешняя выставка в год 88-летия мэтра станет его первой персоналкой в Третьяковской галерее. Живопись, театральные работы, графика, созданные вплоть до 2000-х годов. Часть представленного происходит из собрания Третьяковки, часть — из музеев России и Азербайджана.

По словам куратора Ольги Полянской, основная цель выставки — избавиться от стереотипного представления о Салахове как о художнике только «сурового стиля» и показать, как менялось его творчество от 1960-х до 2000-х годов. При этом, конечно, не отрицая, что имя Салахова в первую очередь связано именно с «суровым стилем». Сегодня его основатели выглядят титанами советского искусства: Виктор Попков, Николай Андронов, Павел Никонов и Таир Салахов сумели открыть новую страницу в советском искусстве. Героем «сурового стиля» остался все тот же пролетарий, что и в соцреализме, но не в момент празднования очередной победы. Культ силы и красоты сменился культом мужества, фальшивая бравада — «суровой правдой жизни». «Рыцари труда» 1960-х не только рабочие, но и полярники, геологи, строители ГЭС, индивидуалисты и правдорубы. Салахов сразу нашел и свою тему: его герои — нефтяники Каспия. Новый пролетариат появился еще в его дипломной картине С вахты, где рабочие возвращаются с работы, преодолевая сопротивление ветра. Его персонажами становятся также представители творческой интеллигенции, кумиры физиков и лириков. В портретах композиторов Кара Караева, Дмитрия Шостаковича Салахову удалось создать тип классического советского интеллигента. Это уже был совсем иной герой, раздираемый сомнениями, далекий от канонического образа советского человека.

Сын репрессированного политработника, Салахов, возможно, лучше других осознавал существовавшее положение вещей. Занимая высокие посты в системе культуры, он сумел сохранить репутацию художника. Но и в своих работах он выступал как настоящий дипломат, владеющий тонкостями обращения с системой. Муки творчества или муки совести терзали его героев? Ответ оставался на усмотрение зрителя.

«Суровый стиль» быстро исчерпал свой запас энергии, из картин 1970-х годов уже уходит эмоциональная напряженность; бунтари-шестидесятники стали частью советской элиты, а вольнодумство, вогнанное в рамки официального искусства, уже не казалось опасным.

Салахов всегда старался оставаться на передовой советского искусства, но часто позволял себе уйти от его канонов. В работах последних лет он, кажется, с утроенной силой наверстывает упущенное, ведя диалог с искусством модернизма, долгие годы бывшего запретным плодом для советских художников.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+