В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. «Странные бывают совпадения, — написал Балль в своем дневнике годом позже, — в то время как на Шпигельгассе, № 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме № 6 жил господин Ульянов-Ленин. Он, несомненно, каждый вечер должен был слышать нашу музыку и тирады. А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию». Главный же мистификатор немецкого дада Йоханнес Баадер уверял всех, что дадаизм вообще изобрели Ленин с Троцким в Цюрихе, а затем Тристан Тцара отправил их в том самом пломбированном вагоне в Россию — делать революцию.
Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны — сначала из-за войны, а затем революции. Но без русского влияния не обошлось даже в Цюрихе в 1916 - м, где кроме Ленина было много и других эмигрантов из России. На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр; затем состоялся и русский вечер. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» — соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».
Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских. Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. Еще одним их кумиром стал Владимир Татлин, о работах которого немцы знали в основном из публикаций в местной прессе. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. А одним из главных экспонатов стал гигантский ассамбляж Баадера Пластодиодададрама — своеобразный ответ татлинской Башне III Интернационала.
Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок — Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию, и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. О дада писал в своих Письмах с Запада Роман Якобсон, посетивший в 1920 году берлинскую дада-ярмарку. Из русских публикаций узнал о дада и Велимир Хлебников, включивший в свой список председателей Земного шара и Тцара. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41º», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону. В 1922 году в свой сборник Собачий ящик они включили обращение Ничевок России — дада Запада.
Ефим Голышев, химик, музыкант и художник, участник акций и выставок дада в Берлине, один из пионеров техники ассамбляжа
О Ефиме Голышеве (1897–1970) сегодня больше знают специалисты по авангардной музыке 1920-х, чем историки искусства. И на это есть свои причины. Голышев уехал из России в Берлин в 1909 году и больше не вернулся, выступал он как музыкант и художник в акциях берлинских дадаистов, о которых у нас меньше знали, поскольку хватало и своих enfants terribles — тех же кубофутуристов, шумевших и эпатировавших добропорядочную публику не хуже, чем европейские нарушители спокойствия. Родился Голышев на юге России, в Херсоне. Учился на скрипача и даже выступал с Одесским симфоническим оркестром; там же, в Одессе, занимался живописью. Переехав в Германию, посещал Берлинскую консерваторию и почему-то еще учился на химика, что ему, впрочем, обеспечило сносное существование в трудные времена, когда к власти в Германии пришли нацисты и пришлось эмигрировать.
Знакомство и сближение с дадаистами — в 1919 году Ефим Голышев стал членом Клуба дада в Берлине — не прошли даром для него как музыканта и художника. Он начал изобретать новые музыкальные инструменты из кухонной утвари и увлекся сочинением атональной музыки, которую исполнял на дада-вечерах. Знал Голышев сочинения и современных европейских композиторов и исполнителей, переписывался с Арнольдом Шёнбергом, Антоном Веберном и Ферруччо Бузони.
Искусством Голышев занимался с неменьшим энтузиазмом. Писал абстрактные картины, экспериментировал с разными нехудожественными материалами. Немецкий дадаист Рауль Хаусман утверждал, что именно Голышев «первым сделал ассамбляжи из самых невозможных материалов». В частности, он любил демонстрировать свой портрет, сделанный из кусков сигаретных коробок, хлебных корочек и спичек. С Хаусманом они организовали первую выставку дада в Берлине в 1919 году.
Когда дада сошло на нет, Голышев стал зарабатывать на жизнь как инженер-химик, писал музыку для кинематографа, но не бросал при этом и искусство, даже планировал персональную выставку в 1933 году. Однако она была запрещена нацистами как «дегенеративная», а работы уничтожены. Голышев эмигрировал в Испанию, затем в 1936 году во Францию, а когда она была оккупирована, скрывался от немцев. В 1956 году он переехал в Сан-Паулу, где снова занялся живописью. В 1966-м Голышев вернулся в Париж и даже участвовал в выставке к 50-летию дада в Национальном музее современного искусства. Последняя ретроспектива Голышева прошла в Сан-Паулу, уже посмертно.
Где хранятся самые крупные коллекции и архивы дадаизма
В цюрихском Кунстхаусе хранится около 700 документов и произведений дада (живопись, графика, коллажи, фотомонтажи), имеющих отношение к 50 активным участникам этого интернационального движения. Среди них — Ханс Арп, Йоханнес Баадер, Андре Бретон, Сергей Шаршун, Марсель Дюшан, Поль Элюар, Макс Эрнст, Георг Гросс, Ханна Хёх, Франсис Пикабиа, Курт Швиттерс, Софи Тойбер-Арп и другие. Большая их часть была подарена музею одним из первых коллекционеров дадаизма швейцарцем Хансом Болиджером. Свою коллекцию музей показывал на выставках дада в 1966 и 1980 годах и на ретроспективе Dada global в 1994-м. Музейное собрание дадаизма продолжает пополняться и сегодня.
Одна из лучших коллекций, представленная знаковыми произведениями европейского и американского дада, собрана в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Дадаистов с середины 1930-х годов целенаправленно собирал его легендарный директор Альфред Барр-младший. Так, благодаря Барру в 1935 году в музей попала коллекция Поля Элюара, затем несколько крупных американских частных коллекций. В Париже через арт-дилеров для библиотеки МоМА приобретались редкие документы и литература о дадаизме. Примечательно, что в подборе вещей для музея Барру ассистировал сам Марсель Дюшан, не забывая, естественно, и о себе.
Внушительным собранием произведений дадаистов и сюрреалистов обладает Музей Израиля в Иерусалиме, благодаря разным дарителям. В первую очередь в него вошла блестящая коллекция Артуро Шварца (р. 1924), итальянского историка искусства, поэта, эссеиста и куратора, лично знавшего и дружившего с Дюшаном, Бретоном и Ман Рэем. В конце 1990-х Шварц передал иерусалимскому музею около 700 произведений и документов. В 2014 году подборка из этой коллекции была показана в Государственном Эрмитаже на выставке Дада и сюрреализм.
Одна из самых полных коллекций дадаизма, в основном работ на бумаге небольшого формата и документов, хранится в Библиотеке Жака Дусе в Париже. Жак Дусе (1853–1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Известный модельер Belle Epoque, коллекционер и меценат, поклонник искусства XVII века, рококо и импрессионистов, он не чурался и современного искусства, дружил с Бретоном, Элюаром и Тцара. В результате этой плодотворной во всех отношениях дружбы в его библиотеку, основанную в 1913 году, попал огромный массив уникальных документов и произведений дадаистов на бумаге. На выставке в Цюрихе почти четверть экспонатов — из Библиотеки Жака Дусе, практически никогда не покидавших ее стен.
Еще одна крупная коллекция принадлежит Берлинской галерее (Музей современного искусства), тоже участвующей в цюрихской выставке. Кроме того, неплохие собрания дадаистов хранятся в Художественном музее Филадельфии, в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в Тейт Модерн в Лондоне, не раз устраивавших свои крупные ретроспективы.
Дада в Кунстхаусе теперь будет полностью доступно в цифре
В библиотеке Кунстхауса в Цюрихе хранится 180 произведений графики и рисунков дадаистов, 540 изданий, оригинальных и исследований по дадаизму, уже включенных в библиотечный онлайн-каталог (opac.kunsthaus.ch). Специально же к 100-летию дада Кунстхаус решил оцифровать и выложить в Интернет все хранящиеся в музее документы и произведения дадаистов на бумаге. Интерес к дадаизму не спадает, и эти работы часто просят для показа на разных выставках по всему миру. Между тем они очень хрупкие, большинство из них выполнено на бумаге плохого качества в Первую мировую войну, и Кунстхаус вынужден отказывать другим музеям, даже если они находятся в Швейцарии.
Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада. Реконструкция Катерина Хьюг и специалист по дадаизму Раймунд Меер, оказался весьма трудоемким. Выяснилось, что многое перед оцифровкой нужно еще и отреставрировать, а в самой цифровой версии — восстанавливать стертости и удалять пятна. Было решено книжные издания дадаистов оцифровывать целиком: обложки, все страницы и даже корешок, чтобы не делать этого в будущем повторно. Также было решено пока ограничиться оцифровкой работ только времени существования дада — 1916–1925 годами.
Первые результаты этого большого виртуального проекта будут выложены на сайте музея отдельным микросайтом 5 февраля — в день открытия выставки Глобус дада. Реконструкция. Вторую партию планируют выложить 3 июня. Причем каждое изображение будет сопровождаться развернутым комментарием. Будут также перекрестные ссылки между представленными художниками, их работами и центрами, где разворачивались основные события дада. Документация самого процесса реставрации уже доступна на музейном сайте www.kunsthous.ch.