18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

От пишущей машинки до интернет-чатов, все превращается в искусство

№40
Материал из газеты

Две выставки в одном музее: диалог традиции и новых технологий

Первая выставка, 200 ударов в минуту, посвящена печатной машинке, вторая, Одно внутри другого, — взаимодействию традиционных и новейших жанров искусства. Встреча печатной машинки и Интернета в одном музее — это эссе о том, действительно ли старый друг лучше новых двух. Или о том, почему в эпоху новых технологий художники все равно обращаются к сброшенным с корабля современности жанрам вроде живописи и скульптуры, а печатные машинки по-прежнему обладают для нас особым магнетизмом.

200 ударов в минуту собирали из фондов трех музеев — Литературного, Политехнического и самого ММОМА. Печатные машинки Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Льва Толстого сегодня превратились в самоценные произведения искусства с собственной аурой. Куратор Анна Наринская дополнила этот мемориальный ряд еще и оригинальными произведениями машинописи. И здесь не только «опасные» тексты самиздата: Один день Ивана Денисовича, стихи из диссидентского журнала «Синтаксис» с грифом «изъято при обыске» и Реквием Анны Ахматовой, записанный Натальей Горбаневской. В руках опытного диссидента печатная машинка превратилась в орудие борьбы. Художники-концептуалисты также активно пользовались печатной машинкой, но уже для создания произведений современного искусства, где машинопись приравнивалась к живописи. В работах Олега Васильева, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Дмитрия Александровича Пригова текст играет роль, равноценную изображению.

На выставке же Одно внутри другого в каждой работе обнаруживается наслоение разных технологий, новые и старые медиа отражаются друг в друге. Кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян выбрали работы молодых художников, среди них — Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Мария Агуреева, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович, в палитре которых кисти и краски уживаются с мобильным телефоном, компьютером, фотоаппаратом и видеокамерой. Одни художники увековечивают продукты новых технологий в традиционных материалах. Так, картины Кирилла Гаршина написаны с фотографий, найденных в Интернете. Снимки явно для семейного пользования были выловлены в соцсети — на них все признаки «коврового жанра»: люди в халатах на фоне тюля и одеял, среди хрусталя и стенок из ДСП. Другие авторы, напротив, вдыхают в традиционные жанры виртуальную жизнь. Хотя пушистые скульптуры Ростана Тавасиева из проекта Все сложно мало походят на античных героев, они тем не менее являются настоящими скульптурами. Художник завел Таму Пурпурному и Шаровой Молнии собственные аккаунты в Facebook, модернизировав традицию. В борьбе между старыми и новыми технологиями победила дружба: прогресс не мешает нам любоваться печатной машинкой Remington Толстого и одновременно чатиться с Тамом Пурпурным.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+