Первая выставка, 200 ударов в минуту, посвящена печатной машинке, вторая, Одно внутри другого, — взаимодействию традиционных и новейших жанров искусства. Встреча печатной машинки и Интернета в одном музее — это эссе о том, действительно ли старый друг лучше новых двух. Или о том, почему в эпоху новых технологий художники все равно обращаются к сброшенным с корабля современности жанрам вроде живописи и скульптуры, а печатные машинки по-прежнему обладают для нас особым магнетизмом.
200 ударов в минуту собирали из фондов трех музеев — Литературного, Политехнического и самого ММОМА. Печатные машинки Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Льва Толстого сегодня превратились в самоценные произведения искусства с собственной аурой. Куратор Анна Наринская дополнила этот мемориальный ряд еще и оригинальными произведениями машинописи. И здесь не только «опасные» тексты самиздата: Один день Ивана Денисовича, стихи из диссидентского журнала «Синтаксис» с грифом «изъято при обыске» и Реквием Анны Ахматовой, записанный Натальей Горбаневской. В руках опытного диссидента печатная машинка превратилась в орудие борьбы. Художники-концептуалисты также активно пользовались печатной машинкой, но уже для создания произведений современного искусства, где машинопись приравнивалась к живописи. В работах Олега Васильева, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Дмитрия Александровича Пригова текст играет роль, равноценную изображению.
На выставке же Одно внутри другого в каждой работе обнаруживается наслоение разных технологий, новые и старые медиа отражаются друг в друге. Кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян выбрали работы молодых художников, среди них — Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Мария Агуреева, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович, в палитре которых кисти и краски уживаются с мобильным телефоном, компьютером, фотоаппаратом и видеокамерой. Одни художники увековечивают продукты новых технологий в традиционных материалах. Так, картины Кирилла Гаршина написаны с фотографий, найденных в Интернете. Снимки явно для семейного пользования были выловлены в соцсети — на них все признаки «коврового жанра»: люди в халатах на фоне тюля и одеял, среди хрусталя и стенок из ДСП. Другие авторы, напротив, вдыхают в традиционные жанры виртуальную жизнь. Хотя пушистые скульптуры Ростана Тавасиева из проекта Все сложно мало походят на античных героев, они тем не менее являются настоящими скульптурами. Художник завел Таму Пурпурному и Шаровой Молнии собственные аккаунты в Facebook, модернизировав традицию. В борьбе между старыми и новыми технологиями победила дружба: прогресс не мешает нам любоваться печатной машинкой Remington Толстого и одновременно чатиться с Тамом Пурпурным.