Почти через пять веков с начала войны за независимость Нидерландов от Испании новые баталии разгорелись вокруг имени Иеронима Босха — художника, чье творчество является предметом восхищения и коллекционирования в обеих странах. После шума, поднявшегося в связи с вопросами атрибуции, мадридский Музей Прадо предпринял неожиданный шаг, отказавшись от участия двух работ из своей коллекции в самой масштабной ретроспективе Босха, открывшейся в прошедшие выходные в Музее Северного Брабанта в родном городе художника Хертогенбосе.
Эта выставка Иеронима Босха — исключительный успех во многих отношениях: она сочетает элегантность подачи с беспрецедентным количеством произведений мастера, собранных в одной экспозиции, а кроме того, ей предшествовала глубокая и масштабная научная работа. Арт-критик лондонской газеты Guardian Джонатан Джонс назвал ее «одной из важнейших выставок нашего столетия».
Не имея в собственной коллекции ни одного произведения Босха, Музей Северного Брабанта смог привезти в город, где жил художник, 17 из 24 дошедших до нас его работ. В их числе «Воз сена» из Прадо с не вызывающей сомнений атрибуцией (нидерландские специалисты датируют его 1510–1516 годом). На этом успешном фоне конфликт с мадридским музеем по поводу двух других картин совсем некстати.
Ранее Прадо пообещал предоставить на выставку в Хертогенбос картину «Извлечение камня глупости», ее успели включить в каталог, но буквально за несколько дней до открытия ретроспективы испанцы отозвали произведение, не согласившись с выводами нидерландских искусствоведов относительно его атрибуции, которые были высказаны, в частности, в телевизионном фильме о Босхе. Специалисты Прадо твердо убеждены в том, что «Извлечение камня глупости» написана Босхом между 1500 и 1510 годом, однако ученые из нидерландского «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» пришли к заключению, что она была создана приблизительно в 1510–1520 году либо в мастерской художника, либо одним из его последователей. Представитель Прадо заявила, что «Извлечение камня глупости» является «очень важной» частью их постоянной экспозиции и отправка картины в Музей Северного Брабанта была бы неоправданной.
Испанский музей также изменил свои планы относительно «Искушения святого Антония», которое он датирует приблизительно 1490 годом. По мнению же нидерландских исследователей, картина была написана поздним последователем мастера в 1530–1540 году. Кроме того, голландские искусствоведы считают ошибочной атрибуцию «Семи смертных грехов», предполагая, что это произведение также создано в мастерской Босха или одним из его последователей в 1510–1520 году. Оно не вошло в число работ, запрошенных для выставки.
Директор Музея Северного Брабанта Шарль де Моой рассказал The Art Newspaper, что «сожалеет» об отсутствии в экспозиции этих двух работ из Прадо, поскольку «хотел бы, чтобы они побывали в Хертогенбосе». В свою очередь, Прадо в своем заявлении раскритиковал нидерландских исследователей за то, что они основывают свою атрибуцию на «крайне субъективных стилистических аспектах».
Выставка в Музее Северного Брабанта — самая дорогая в истории Нидерландов. Несмотря на то что данные о стоимости выставочных проектов редко предаются огласке, руководитель музея поделился ими с The Art Newspaper: выставка обойдется в €7 млн, предварительное исследование — в €3 млн. Ожидается, что ретроспективу посетит около 250 тыс. человек, что означает затраты в €40 на каждого. При этом стоимость обычного билета в этот музей составляет €22, так что свести баланс помогут спонсоры, прежде всего муниципальные, региональные и государственные власти. Благодаря возможности предварительных продаж уже куплено 90 тыс. билетов, поэтому сомнений в том, что выставка станет хитом, ни у кого нет.
«Проект по исследованию и реставрации работ Босха» под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка существует девять лет. В его рамках было проведено тщательное исследование сохранившихся полотен и рисунков художника с использованием одного и того же оборудования и силами одних и тех же специалистов для того, чтобы получить во всех случаях сопоставимые результаты. Сотрудничать с проектом отказались лишь две из 25 коллекций: Прадо (в отношении двух работ) и венская Академия изобразительных искусств (в отношении одной работы), а лондонская Национальная галерея не позволила сторонним специалистам использовать их фотографическое оборудование. Помимо каталога выставки, проект выпустил 608-страничный каталог-резоне произведений художника и 460-страничный сборник технической информации, оба на английском языке (вышли в издательстве Mercatorfonds, €125 и €120 соответственно).
На основании исследований, в частности инфракрасного анализа и фотографии высокого разрешения, и реставрации девяти работ была пересмотрена атрибуция некоторых произведений. В результате статус трех картин из коллекции Прадо был понижен, а «Страшный суд» из музея в Брюгге, ранее приписывавшийся мастерской художника, напротив, посчитали работой самого Босха и датировали 1495–1505 годом. Самой большой неожиданностью стало признание подлинником мастера фрагмента «Искушения святого Антония» из Художественного музея Нельсона — Аткинса в Канзас-Сити, который теперь датируется 1500–1510 годом.
О полотнах Босха стало известно много нового. Так, на лице распятой святой Вильгефортис с триптиха из венецианской Галереи Академии, датируемого нидерландскими специалистами 1495–1505 годом, были обнаружены следы бороды (по легенде, у этой святой, молившей о том, чтобы сделаться непривлекательной для желавшего жениться на ней короля-язычника, чудесным образом выросла борода). В ходе консервационных работ была обнаружена еще одна сова на картине «Святой Иероним за молитвой» (1485–1495, Музей изящных искусств, Гент). Исследователи предположительно обнаружили изображение самого Босха в фигуре с полотна «Святой Иоанн на Патмосе» (1490–1495, Государственные музеи Берлина): лик причудливого чудовища, составленного из частей тела разных животных, вполне может оказаться автопортретом. Этот персонаж с ученым лицом серьезно глядит сквозь надетые на кончик носа очки.
На выставке в Музее Северного Брабанта представлены и разлученные произведения. В их число вошли «Корабль дураков» (Лувр, Париж) и «Аллегория чревоугодия и любострастия» (Художественная галерея Йельского университета) 1500–1510 года, которые, вероятно, были частями одной картины, разрезанной в начале XIX столетия. Здесь они по-настоящему воссоединены, впервые выставленные вместе и без рам.
Среди работ, не вошедших в экспозицию, — «Коронование терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне. Нидерландские специалисты датируют ее 1490–1500 годом, Национальная галерея — 1510 годом. По мнению голландской стороны, «красочный слой и грунт держатся хорошо», однако представитель Национальной галереи сообщила The Art Newspaper, что «картину нельзя перевозить слишком часто по соображениям сохранности». При этом, отказав Музею Северного Брабанта, галерея неожиданно приняла решение выдать ее на выставку в Прадо позднее в этом году.
Первоначально Музей Северного Брабанта предложил Прадо совместную работу над выставкой, но мадридцы отклонили это предложение, предпочтя организовать собственную выставку, которая откроется в мае. К счастью, музеям все же удалось договориться о частичном сотрудничестве, поэтому выставка в испанской столице начнется через три недели после закрытия экспозиции в Хертогенбосе, что даст время на транспортировку работ между двумя площадками.
Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
Иероним Босх. Видения гения
13 февраля — 8 мая
Музей Прадо, Мадрид
Босх. Выставка столетия
31 мая – 11 сентября