18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где растет современное искусство

За последние несколько лет в Москве появился целый ряд выставочных площадок, никак не афиширующих свое существование для широкой публики. Появление этих мест напрямую связано с финансовым кризисом и развитием художественных школ, выпускникам которых просто не хватает места в немногочисленных московских музеях и галереях, интересующихся современным искусством. Обычно это помещения, снятые частным образом на бывших заводах и превращенные в настоящие оазисы культурной жизни. Там проходят выставки и семинары, роятся молодые кураторы и художники, их друзья и друзья их друзей. Там слушают лекции и ведут дискуссии о новых видах и технологиях искусства, а после этого вполне могут послушать и техно. Для того чтобы попасть на выставку в подобное пространство, нужно заявиться в списки или договориться о встрече. Анонсы предстоящих выставок зачастую можно найти только на странице Facebook.

Справка

Саша Обухова
Куратор проекта «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» в рамках публичной программы выставки Луиз Буржуа в Музее современного искусства «Гараж»

Архив музея «Гараж» собирает и хранит информацию не только о прошедших событиях — одной из его важнейших задач является работа с актуальным контекстом. Тема художественных самоорганизаций позволила нам собрать большое количество информации об актуальной ситуации в искусстве страны, потому что это то искусство, которое минует институции естественным образом. Мы записали семь развернутых интервью с представителями московских самоорганизаций (центр «Красный»; Кирилл Преображенский и галерея «Черемушки»; группа АВС; Red Square; Шифра Каждан и галерея «Частная собственность»; Денис Мустафин с фестивалем «Пошел, куда пошел»). Для нас было важно собрать информацию о самоорганизациях в Москве за 15 лет и обнаружить, что существует серьезная разница между самоорганизациями в столице и в регионах. Самоорганизации Москвы возникают и работают в некоем поколенческом институциональном движении: они зачастую противопоставляют свою деятельность консервативным, неповоротливым институциям. Это реальная альтернатива существующему порядку вещей. В регионах самоорганизации — это, как правило, единственный вариант существования художественного сообщества — так же, как было в доперестроечной российской действительности.

Дарья Чапковская
Куратор выставки «Художественные сообщества Москвы» в Музее Москвы

Прежде всего нужно отметить, что искусство всегда в своей основе произрастало из самоорганизованной среды. Традиции свободного искусства всегда были необычайно важны. И если рассматривать значимых для нашей культуры современных художников и историю начала их творчества, то это будут группы, сквоты, просто компании людей, которые обсуждали и творили, сидя в своих мастерских, на кухнях и в подвалах. Сейчас несколько иная ситуация,  но вопрос актуальности самоорганизации художественной среды не отпал и даже стал острее. Художники, ищущие грани между различными форматами искусства, образуют группы и направления, которые зачастую имеют формат, не подлежащий выставлению в галереях или музеях. Это фестивали уличного искусства, не имеющие организаторов, кураторов, проходящие в заброшенных помещениях: «Фарш», «Арт-захват» и многие другие. Квартирные выставки, где можно вне цензуры представлять различные форматы и формы нового искусства. Возможность провести выставку в Музее Москвы была совершенно уникальной, так как мне удалось собрать 12 самых разных групп художников, которые объединены только тем, что они являются самоорганизованными группами, существующими по своим концептуальным законам. Мы показали, каким разнообразным может быть искусство. Безусловно, это очень небольшой кусочек того сложного, многослойного пирога, который представляет собой художественная жизнь такого мегаполиса, как Москва.

Еще…

Новые выставочные залы, открытые своими для своих, естественным образом расширяют границы культурного поля и одновременно изменяют самих участников художественных сообществ, которые берут на себя больше ответственности.
С одной стороны, содержать выставочное пространство на собственные средства — значит иметь больше свободы от галериста или мецената, с другой — повышается риск потерять помещение, если деньги закончатся, что особенно актуально в условиях нестабильной экономики.

The Art Newspaper Russia рассказывает о семи новых экспериментальных площадках Москвы.


Кураторская мастерская «Треугольник»

«Треугольник» — независимая, сравнительно новая экспериментальная площадка, созданная для коммуникации, самообразования и собственных выставочных проектов группой молодых кураторов, число которых дошло уже до 16. В небольшом помещении проходят кинопоказы, дискуссии, портфолио-ревю, есть небольшая библиотека профессиональной литературы. По словам Соны Степанян, участницы мастерской, за последний год на площадке состоялось более десяти выставок и множество встреч с художниками, кураторами и теоретиками искусства. «Один из наших новых форматов — серия бесед с независимыми кураторами недавних выставок Кураторский чердак. В них обсуждаются все аспекты подготовки кураторских проектов, от организационных моментов и внедрения в институцию до интеллектуальных предпосылок, обусловивших обсуждаемые проекты», — рассказывает Сона Степанян. В рамках проекта прошли встречи с основательницей одной из главных московских галерей XL Еленой Селиной, куратором и архивисткой московского концептуализма Еленой Куприной-Ляхович, критиками Валентином Дьяконовым, Эльмирой Болотян. В ноябре 2015 года «Треугольник» принимал участие в проекте Музея современного искусства «Гараж» Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015. Участники мастерской самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


Галерея «Электрозавод»

Открытая в 2011 году под названием «Периметр» и позже его сменившая, галерея «Электрозавод» — классическая независимая площадка, устроенная без участия покровителей, для которой в английском даже есть устойчивое выражение artist-run space. То, что в русском языке основатели галереи именуют себя кураторами, а не художниками, характерно именно для российского художественного новояза: «куратором» становится любой художник, организующий деятельность других художников, то есть это слово обозначает род деятельности, а не видовую принадлежность. По словам Дмитрия Филиппова, одного из четырех кураторов галереи, цель площадки — создавать и показывать искусство «во что бы то ни стало». «Нас объединяет общее понимание, что без таких площадок, организованных снизу, о развитии искусства в России речи идти не может. Наше место — это постоянный процесс обсуждения, поэтому каждая выставка, помимо конечного результата, включает в себя вовлеченность каждого участника в ее подготовку», — комментирует Дмитрий Филиппов. В галерее прошло более 30 выставок молодых художников, в том числе Арсения Жиляева, Альберта Солдатова и других. Площадка частично покрывает расходы на аренду сдачей помещения под мастерские художников и съемки.

Электрозавод
Электрозавод, бывший Московский электроламповый завод, с 2000-х сдает в аренду складские помещения в комплексе зданий псевдоготического стиля, заложенных еще в 1915 году. Тут много независимых площадок и мастерских художников, скульпторов и архитек- торов, а также мастерские по ремонту компьютеров, много офисов и различных контор.
ул. Электрозаводская, д. 21, проходная № 3


ISSMAG

ISSMAG — мобильное выставочное пространство, в конце прошлого года временно занимавшее площадку на территории НИИДАР. Прежде на месте галереи работал магазин дизайнерской одежды, название осталось в наследство от него. Открывшись осенью 2015 года, галерея уже провела несколько выставок молодых художников. Можно отметить, например, проект Чувство собственного достоинства непредсказуемо художницы Анны Шестаковой. Также на территории галереи состоялся большой исследовательский проект И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь, осмысляющий отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики. Куратор площадки — Антонина Баевер. По ее словам, галерея показывает молодых прогрессивных художников с абсолютно разными взглядами на происходящее в нашей стране в данный момент: «У ISSMAG нет никаких привязанностей, кроме привязанности к обжигающему или, напротив, холодящему дыханию современности, исходящему от наших художников. Наше пребывание в обожаемом пространстве на территории НИИДАР завершилось выставкой Александра Образумова Содержание конфиденциально о ритуальных играх офисных работников. Мы вновь откроемся на новом месте, которое объявим скоро, персональной выставкой Арнольда Вебера. Также в нашей программе будут живописец Олег Устинов, певец пост-цифровой реальности Егор Крафт и знаток урбанистических субкультур Кирилл Савченков». Галерея финансируется семьей одного из организаторов.

НИИДАР
Бывшая территория Научно-исследовательского института дальней радиосвязи.
ул. Бухвостова, д. 12, корп. 16, 4-й этаж, комната 411


Центр «Красный»

Центр «Красный» — еще одно экспериментальное artist-run space (выставочное пространство, напрямую управляемое художниками, без спонсоров или институций), объединение 16 художников и кураторов, преимущественно из института «База», основанного Анатолием Осмоловским учебного заведения, где изучают теорию и практику современного искусства. Центр «Красный» занимает небольшое выставочное пространство по соседству с хостелом «Фабрика», здесь находятся мастерские и площадка для выставок и дискуссий. Основатели утверждают, что центр появился «в мрачное время гегемонии школ и выставочных концернов, чтобы провести дескулинг (англ. deschooling — «отдых от школьного опыта». — TANR) молодости и современного искусства». За неполный год в центре на «Красном Октябре» прошел ряд выставок художников Ивана Новикова, Бориса Клюшникова, Индивидуального Предпринимателя, Валерия Чтака, Конференция имени Демократической психиатрии. По словам художницы Ирины Петраковой, часто это выставки, которые нигде в другом месте не могли бы быть показаны. Музей современного искусства «Гараж» включил «Красный» в исследование самоорганизации художников с 2000 по 2015 год, хотя площадке еще нет и года. Медийную популярность она приобрела после инцидента на Фестивале активистского искусства «Медиаудар», когда на территорию центра ворвались сторонники движения «Антидилер» со съемочной группой ВГТРК и попытались закрыть выставку, но не преуспели. Участники центра самостоятельно ежемесячно платят за аренду помещения в равных долях.

«Красный Октябрь»
Бывшая кондитерская фабрика, одна из первых подверглась джентрификации.
Берсеневский пер., д. 5, стр. 3, 3-й этаж


Московский институт космических аномалий (МИКА)

Расположенный на проспекте Мира самый старый в России ботанический сад в прошлом году стал сотрудничать с Московским институтом космических аномалий (МИКА) — виртуальным сообществом московских концептуалистов, которое организует там перформансы, концерты молодых академических и экспериментальных музыкантов, хеппенинги и выставки (группа «Инспекция „Московская герменевтика“, Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев). Например, так называемая скрытая выставка Космический огород — долгосрочный проект интеграции художественной экспозиции в пространство сада, в ходе которого никак не обозначенные произведения искусства партизанским образом помещают среди растений. В тропической оранжерее, к примеру, под стволами пальм и бананов притаились гипсовые фигуры Саши Кутового — эскизы больших скульптур автора, а отлитая из бронзы сосновая веточка Антона Ольшванга сливается с фоном стыдливых мимоз. По словам Мити Нестерова, основателя МИКА, основной принцип взаимодействия кураторов с пространством — адресовать свою художественную работу растениям и растительному сознанию, руководствуясь правилами ботанической экспозиции. С лета сотрудники МИКА показывают растениям сада искусство, играют музыку и читают стихи. Следующий масштабный групповой выставочный проект откроется летом 2016 года. В планах на год — начать образовательную и лекционную программы, возможно в сотрудничестве с молодыми специалистами Московского университета. Вход на территорию сада платный.

«Аптекарский огород»
Самый старый в России ботанический сад, основанный в 1706 году Петром I.
Пр-т Ми ра, д. 26, стр. 1


Варочный цех

Варочный цех открылся в сентябре 2015 года на территории завода Московской пивоваренной компании (МПК) в Мытищах. Команда кураторов показывает здесь художественные проекты как в отдельном пустующем здании варочного цеха (ЕлиКука, Север-7, Stain), так и в рабочих цехах на самом производстве (Recycle Group, Александр Шишкин-Хокусай, Ирина Корина, ::vtol::, Илья Федотов-Федоров, Куда бегут собаки, Саша Пирогова, Илья Долгов). В рамках спецпроекта Московской биеннале Что-то происходит прямо в цехах варки, упаковки, розлива, в заводской лаборатории и на складе проходили перформансы, вокруг которых продолжалась работа заводских служащих. Эта площадка существует на деньги пивоваренной компании, но спонсор никак не вмешивается в художественный процесс и к тому же благосклонен к современному искусству в самых необычных его проявлениях. Это не просто джентрифицированная площадка-лофт, которые можно было в большом количестве наблюдать в Москве за последние десять лет. Одновременно это и не галерея, вскладчину снятая друзьями-художниками, и не фонд с собственной коллекцией — мы наблюдаем новую и очень привлекательную форму взаимодействия художников и меценатов, в рамках которой искусство вторгается непосредственно в жизнь.

Куратор Мария Комарова рассказывает об амбициозных планах на 2016 год: помимо образовательной программы (в том числе для сотрудников пивоваренного завода) и летней бесплатной школы по истории и теории современного искусства, продолжится программа резиденций. Первая команда резиденции проводила локальные исследования в Мытищах. В конце января открылась итоговая выставка Можно. Скорее можно, чем нельзя. Скорее нельзя, чем можно. Нельзя, в которой художники резиденции показали результаты своих исследований. Вход на выставки свободный с пятницы по воскресенье с 12.00 до 20.00.

Завод МПК
Действующий завод Московской пивоваренной компании.
Мытищи, Волковское ш., д. 12


Агентство сингулярных исследований

Основанное весной 2015 года художниками Станиславом Шурипой и Анной Титовой «Агентство сингулярных исследований» (АСИ) — необычная структура, похожая на шоу-рум и в то же время на центр исследований визуальной культуры. События, которые проходят на площадке АСИ, как правило, не укладываются в формат обычной выставки произведений искусства, это, скорее, презентации найденных документов и архивов. «В основном АСИ занимается расшифровкой и истолкованием образов, месседжей и других элементов реальности массовых коммуникаций», — поясняет Анна Титова. Недавно закрылся масштабный проект АСИ Парк „Дистопия“ — документальная реконструкция неизвестных страниц новейшей истории Москвы, где, по словам Титовой, было представлено несколько сотен фотографий, запечатлевших последствия тщательно скрываемого факта столкновения российской столицы с неизвестным небесным телом. В декабре в АСИ прошли ворк-шопы молодого художника Кирилла Савченкова под названием Horizon Community Workshop, в которых он рассказал о выживании культурного работника в новом мире корпораций, где капитализм проник даже в такие области, как астрофизика и криптозоология, в эзотерические учения и боевые искусства.

ЦТИ «Фабрика»
Творческий центр на территории бывшей фабрики технической бумаги.
Переведеновский пер., д. 18

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+