18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виталий Пушницкий: «В живописи есть честность»

В петербургской Галерее Марины Гисич 19 февраля открывается новая выставка Виталия Пушницкого «Ожидание». Накануне этого события художник рассказал о важности живописи, доверии, созерцании и бездействии.


Справка

Виталий Пушницкий родился в Ленинграде в 1967 году. В 1994 году окончил графический факультет Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств) как художник книги, вступил в Союз художников.

Работает в графике, живописи, скульптуре и видео, создает инсталляции. За 25 лет участия в выставках в биографии художника насчитывается более 100 персональных и групповых проектов. В 2011 году его проект «Аллергия на пыль» удостоен Премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», а также Премии Французского института. В 2012 году в Московском музее современного искусства прошла ретроспектива «Механизмы времени». Работы Виталия Пушницкого включены в книгу Vitamin P2. New perspectives in painting, выпущенную в 2011 году издательством Phaidon.

Художник сотрудничает с петербургскими Savina Gallery и Галерея Марины Гисич, с московской pop/off/art, с несколькими зарубежными галереями. Его работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства, калининградской и новосибирской художественных галерей, в частных собраниях в России и за рубежом.

Еще…

Это ваш третий персональный проект для Галереи Марины Гисич. В чем отличие нынешней выставки от предыдущих?

Любая выставка, хочешь или не хочешь, — это итог. Есть такая вещь, как режим: человек работает, подвигает себя на какие-то действия. Как и все, я, конечно, ленюсь, но не могу себе позволить очень долго ничего не делать: чем больше я отдыхаю, тем больше устаю. Поэтому выставка для меня — это регулярное и завершающее высказывание. Нынешняя выставка не манифест, это, скорее, остановка в пути, позволяющая увидеть себя на очередном перроне, с очередным багажом, накопленным за период работы. Последние год-два я живу в таких обстоятельствах, которые навязывают мне определенного рода размышления: мои бытовые обстоятельства связаны с переездом из квартиры и жизнью в студии, состояние в обществе — с тем, что никто не знает, что делать и что будет завтра. Происходит что-то, чего никто из нас не может понять, и мы с ожиданием смотрим, чем же все это кончится. Масса вещей, которые в начале 2000-х были развернуты, теперь сворачиваются или преобразуются.

На выставке будет прежде всего живопись. Почему?

Все медийные и технологические новшества, какие я могу себе позволить, уже стали банальностью, это довольно скучное развлечение, которое можно увидеть на любой ярмарке. Живопись для меня важна как самый традиционный язык искусства в нашей культуре — в какой-то степени самый реакционный и в то же время один из трудных в работе. Как сказал японский поэт Исса Кобаяси, мужественный ищет новое, а мудрец придерживается старого. Работа с новыми технологиями связывает с большим количеством людей и вещей, которые я сам не знаю и не контролирую, а к живописи я могу в любой момент приступить или отступить от нее, в этом есть определенная честность. Галерея доверяет мне полностью: я сам решаю, что буду выставлять, и в этом большой плюс.

Если это живопись, то есть и сюжет. О чем эти работы?

Две темы — ожидание и студия, которые предстают то в минорном, то в мажорном, то в каком-то еще ключе. Все, что со мной происходит, — это ожидание, ощущение чего-то временного и в то же время бесконечного. Это в природе человека: то мы ждем какую-то дату, то ждем ночи, потом утра, — и если доводить наши ожидания до конца, то в финале мы все ожидаем смерти. С одной стороны, это очень мучительный процесс, но, с другой стороны, в нем есть и приятности: пока ты ожидаешь, с тобой будто бы ничего не происходит — ты брошен в пространство и созерцаешь его, ты в действии и одновременно в абсолютном бездействии. Меня привлекает все, что связано с двойственностью, для всякой позиции я ищу противоположность. Скажем, если я рисую дверь, то на самом деле я рисую зазор между косяком и дверью, потому что закрытая дверь меня не интересует. Мой критерий — несведенность двух элементов. Поэтому, с одной стороны, есть ожидание, а с другой — пространство, в котором я ожидаю. Каждый из нас пребывает в своем микромире. Для кого-то это квартира или офис, для меня — моя студия. Она каждый раз меняется в зависимости от степени ожидания. Иногда у меня такое состояние, что я готов видеть в мастерской лес, и я нарочно превращаю комнату в проросший лес! А бывает, я просто смотрю на грязь и мусор на полу, и тогда они идут в дело.

Как быстро вы работаете?

Самое сложное — закончить. Раньше я подписывал работу и отставлял в сторону, а через месяц мог замазать подпись и опять писать. Сейчас, понимая, что через некоторое время буду неудовлетворен, я не ставлю подпись и переделываю, переделываю, переделываю. Пока работа живет в мастерской, все в динамике.

Вас можно назвать постмедиальным художником?

Да, это так. В общем, не имеет значения, что меня вдохновляет. Это может быть и экран монитора, и вид из окна, и стена с готовой картиной на ней — все это может дать повод к продолжению работы. Важнее отбор, который становится таким же мучительным, как поставить точку в конце работы.

Какие художники интересны вам в последнее время?

Восточноевропейские — румыны и венгры, которые подхватили живопись после немцев. Я увидел их работы и познакомился с ними в 2009 году на выставке Show Me a Hero в Лондоне. Мне нравится, как они развиваются: смелость, свежесть. Меня удивило, что многие из них глубоко верующие люди, однако без примеси мистицизма или пафосного идеализма. Религиозность проявляется в их отношении к живописи: все они довольно успешны, но в разговорах не сквозит неприкрытый цинизм — как раз это меня и притягивает.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+