В марте все залы Тегеранского музея современного искусства займут работы скандального художника и провокатора Вима Дельвуа. В течение последних трех лет Дельвуа проводил много времени в Иране: он занимается восстановлением зданий бывшего дворца и школы, где планирует открыть свою галерею.
Хотя выставка направлена на развитие культурных связей между Ираном и Западом, скучной ее не назовешь. Известность Дельвуа принесли такие неоднозначные вещи, как, например, проект Клоака — модель пищеварительной системы человека, производящая фекалии, почти неотличимые от настоящих. В галереях по всему миру пользуются спросом свиные шкуры из Китая, татуированные логотипами Louis Vuitton и персонажами из мультфильмов Уолта Диснея. Но эти работы в государственный музей в Иране не поедут; по словам Дельвуа, для экспозиции были отобраны произведения, которые не оскорбят иранцев и не заденут их религиозных чувств. «Для Тегерана мы выбирали суперосторожно», — говорит он, уточняя, что его команда активно сотрудничала с местными кураторами, которые внесли много «замечаний и предложений». Процесс, по словам Дельвуа, шел «на удивление легко», но в любом случае он «не планировал ничего странного». Он очень признателен сотрудникам тегеранского музея. «Они настоящие профессионалы; с ними легче работать, чем с их коллегами из Лувра», — откровенничает он, вспоминая свою выставку в Париже в 2012 году.
Тегеранский музей уже организовывал ретроспективу покойного немецкого художника Отто Пине в феврале 2015 года и экспозицию работ его соотечественника Гюнтера Юккера в 2012 году, но только Дельвуа выпала честь быть первым неиранским художником, которому отдадут все музейное пространство, в том числе девять галерей и сады.
Экспозиция больше похожа на ретроспективу, рассказывает Дельвуа, но будут и новые работы, выполненные иранскими граверами из города Исфахан. Это серия алюминиевых чемоданов фирмы Rimowa, украшенных традиционным персидским орнаментом мастерами, которые, как правило, работают с серебром и медью, а также оформленный в аналогичном стиле кузов Maserati. Другие работы, например скульптуры из автомобильных шин и газовые баллоны, расписанные под дельфтский фаянс, демонстрируют нестандартное осмысление художником культуры потребления.
Несколько лет назад Дельвуа выкупил бывший дворец и школу в иранском городе Кашан, которые сейчас реставрирует под свою будущую галерею. Он также коллекционирует работы местных художников, сравнивая страну и ее культуру со «сказочной красавицей, которая спала 35 лет и теперь пробудилась ото сна».
На самом деле сделать выставку в Тегеране Дельвуа предложили около трех лет назад, но приглашение он принял лишь недавно. Он поет дифирамбы Ирану и его современному арт-сообществу: только в Тегеране около 50 художественных галерей, в которых в том числе выставляется искусство женщин-художниц. «Иран вовсе не такой, как о нем думают. Смешно, когда его изображают этаким царством зла», — говорит он.
Музей дал Дельвуа разрешение включить в экспозицию одно произведение из его скульптурной серии Роршах, где можно лицезреть голое плечо (она была показана на выставке в Баку), но художник отказался, исключив заодно и своих фирменных хрюшек. Зато на выставке в Тегеране будут представлены десять алюминиевых мозаичных плиток: если присмотреться, то классический орнамент на их поверхности словно выложен из салями и ветчины.
По словам Дельвуа, ему нравится искать необычные, новые места для своих выставок, но при этом он всегда старается уважительно относиться к местной культуре. Он сравнивает нынешнюю атмосферу в Иране с началом моды на путешествия в Индию в 1980-х годах и признается, что, если бы был молодым художником, для своей студии он выбрал бы именно это место.
Выставку в Тегеране, которая откроется 7 марта и продлится три месяца, организовали Вида Заим и Лейла Варастех; на счету у этих дам несколько персональных и групповых выставок и аукционов иранских художников в Париже, Нью-Йорке, Дубае, Лондоне и Тегеране. «Для нас большая честь то, что мы смогли привезти Вима в Иран и он вдохновлялся искусством нашей страны», — говорит Вида Заим. По словам Маджида Молла-Норузи, главы департамента изобразительного искусства Министерства культуры Ирана, выставка должна способствовать «развитию международного художественного сотрудничества». На ее открытие приглашены директор нью-йоркского Музея американского искусства Уитни и другие известные руководители музеев и кураторы. Транспортировкой работ занимается иранская сторона, потому что из-за санкций процедура страховки значительно усложнена.
Между тем в октябре было объявлено о договоре Ирана с Государственными музеями Берлина и Прусским культурным фондом. По его условиям тегеранский музей отправит в 2016 году на выставку в Берлин часть работ из своей огромной коллекции западного искусства ХХ века, которая была собрана до иранской революции, а также несколько произведений местных художников. Из Берлина картины Поля Гогена, Пабло Пикассо и Марка Ротко могут отправиться на гастроли в США, в Музей и сад скульптур Хиршхорна. «Коллекция — свидетельство готовности музея к сотрудничеству, — говорит лондонский куратор и галерист Джанет Рады, ведущий эксперт по иранскому искусству. — Обнадеживает тот факт, что к нам приезжают выставки таких известных на Западе художников».