18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бельгийский концептуалист очаровывает Тегеран

№40
Материал из газеты

Вим Дельвуа, известный скандальными работами, на этот раз постарался «не задеть чувства иранцев»

В марте все залы Тегеранского музея современного искусства займут работы скандального художника и провокатора Вима Дельвуа. В течение последних трех лет Дельвуа проводил много времени в Иране: он занимается восстановлением зданий бывшего дворца и школы, где планирует открыть свою галерею.

Хотя выставка направлена на развитие культурных связей между Ираном и Западом, скучной ее не назовешь. Известность Дельвуа принесли такие неоднозначные вещи, как, например, проект Клоака — модель пищеварительной системы человека, производящая фекалии, почти неотличимые от настоящих. В галереях по всему миру пользуются спросом свиные шкуры из Китая, татуированные логотипами Louis Vuitton и персонажами из мультфильмов Уолта Диснея. Но эти работы в государственный музей в Иране не поедут; по словам Дельвуа, для экспозиции были отобраны произведения, которые не оскорбят иранцев и не заденут их религиозных чувств. «Для Тегерана мы выбирали супер­осторожно», — говорит он, уточняя, что его команда активно сотрудничала с местными кураторами, которые внесли много «замечаний и предложений». Процесс, по словам Дельвуа, шел «на удивление легко», но в любом случае он «не планировал ничего странного». Он очень признателен сотрудникам тегеранского музея. «Они настоящие профессионалы; с ними легче работать, чем с их коллегами из Лувра», — откровенничает он, вспоминая свою выставку в Париже в 2012 году.

Тегеранский музей уже организовывал ретроспективу покойного немецкого художника Отто Пине в феврале 2015 года и экспозицию работ его соотечественника Гюнтера Юккера в 2012 году, но только Дельвуа выпала честь быть первым неиранским художником, которому отдадут все музейное пространство, в том числе девять галерей и сады.

Экспозиция больше похожа на ретроспективу, рассказывает Дельвуа, но будут и новые работы, выполненные иранскими граверами из города Исфахан. Это серия алюминиевых чемоданов фирмы Rimowa, украшенных традиционным персидским орнаментом мастерами, которые, как правило, работают с серебром и медью, а также оформленный в аналогичном стиле кузов Maserati. Другие работы, например скульптуры из автомобильных шин и газовые баллоны, расписанные под дельфтский фаянс, демонстрируют нестандартное осмысление художником культуры потребления.

Несколько лет назад Дельвуа выкупил бывший дворец и школу в иранском городе Кашан, которые сейчас реставрирует под свою будущую галерею. Он также коллекционирует работы местных художников, сравнивая страну и ее культуру со «сказочной красавицей, которая спала 35 лет и теперь пробудилась ото сна».

На самом деле сделать выставку в Тегеране Дельвуа предложили около трех лет назад, но приглашение он принял лишь недавно. Он поет дифирамбы Ирану и его современному арт-сообществу: только в Тегеране около 50 художественных галерей, в которых в том числе выставляется искусство женщин-художниц. «Иран вовсе не такой, как о нем думают. Смешно, когда его изображают этаким царством зла», — говорит он.

Музей дал Дельвуа разрешение включить в экспозицию одно произведение из его скульптурной серии Роршах, где можно лицезреть голое плечо (она была показана на выставке в Баку), но художник отказался, исключив заодно и своих фирменных хрюшек. Зато на выставке в Тегеране будут представлены десять алюминиевых мозаичных плиток: если присмотреться, то классический орнамент на их поверхности словно выложен из салями и ветчины.

По словам Дельвуа, ему нравится искать необычные, новые места для своих выставок, но при этом он всегда старается уважительно относиться к местной культуре. Он сравнивает нынешнюю атмосферу в Иране с началом моды на путешествия в Индию в 1980-х годах и признается, что, если бы был молодым художником, для своей студии он выбрал бы именно это место.

Выставку в Тегеране, которая откроется 7 марта и продлится три месяца, организовали Вида Заим и Лейла Варастех; на счету у этих дам несколько персональных и групповых выставок и аукционов иранских художников в Париже, Нью-Йорке, Дубае, Лондоне и Тегеране. «Для нас большая честь то, что мы смогли привезти Вима в Иран и он вдохновлялся искусством нашей страны», — говорит Вида Заим. По словам Маджида Молла-Норузи, главы департамента изобразительного искусства Министерства культуры Ирана, выставка должна способствовать «развитию международного художественного сотрудничества». На ее открытие приглашены директор нью-йоркского Музея американского искусства Уитни и другие известные руководители музеев и кураторы. Транспортировкой работ занимается иранская сторона, потому что из-за санкций процедура страховки значительно усложнена.

Между тем в октябре было объявлено о договоре Ирана с Государственными музеями Берлина и Прусским культурным фондом. По его условиям тегеранский музей отправит в 2016 году на выставку в Берлин часть работ из своей огромной коллекции западного искусства ХХ века, которая была собрана до иранской революции, а также несколько произведений местных художников. Из Берлина картины Поля Гогена, Пабло Пикассо и Марка Ротко могут отправиться на гастроли в США, в Музей и сад скульптур Хиршхорна. «Коллекция — свидетельство готовности музея к сотрудничеству, — говорит лондонский куратор и галерист Джанет Рады, ведущий эксперт по иранскому искусству. — Обнадеживает тот факт, что к нам приезжают выставки таких известных на Западе художников».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+