18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На излете золотого века культуры

№40
Материал из газеты

Искусствоведы Бернард Беренсон и Кеннет Кларк переписывались 34 года. Сборник их писемстал полноценным рассказом о дружбе и увлечениях, которые они разделяли

В последние годы возрос интерес к фигурам Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, едва ли не самых эрудированных и влиятельных искусствоведов прошлого века, бывших к тому же друзьями.

Они познакомились в 1925 году, причем Кларк был почти на 40 лет младше Беренсона. Позже он завоюет мировую славу благодаря способности обобщать научную информацию в документальном телепроекте Цивилизация на BBC. Выставка, посвященная разносторонней деятельности Кларка, просветителя и историка идей, недавно прошла в Тейт Бритен, где хранится его, открытый для всех интересующихся, личный архив.

Книга My Dear BB (Мой дорогой ББ), изданная Yale University Press, — полный корпус переписки Беренсона и Кларка с 1925 по 1959 год. Текст превосходно отредактировал и прокомментировал Роберт Камминг, адъюнкт Центра Бостонского университета в Лондоне.

Здесь интересны прежде всего сами письма, богатейший источник информации об искусстве, людях и мире.
Корпус писем лишен монотонности разделением на десять глав, каждую из которых предваряет биография корреспондентов в рассматриваемый период и краткая хронология событий. Один из ценнейших элементов книги — 48-страничный «список действующих лиц». Кроме того, в послесловии Камминг дает честную оценку достижениям Кларка и Беренсона и им самим как личностям. И то, что он говорит о спорных аспектах карьеры Беренсона, кажется весьма правдоподобным. Тексты, которые сам Кларк написал о ББ: некролог в газете Sunday Times и развернутая речь, произнесенная им в палаццо Веккьо во Флоренции 7 мая 1960 года, — приведены в приложении. За ними следует именной указатель.

В ранней переписке хорошо заметно, как Кларк и Беренсон в некоторой степени «используют друг друга». Кларк благодарит Беренсона за то, что тот направляет его в научной карьере, и постоянно ищет его советов. Беренсон, в свою очередь, регулярно просит Кларка сообщать ему новости художественного мира и присылать фотографии новых произведений искусства. Но уже к началу Второй мировой их письма полны неподдельной привязанности. В феврале 1939 года Кларк благодарит ББ за недавно оказанное ему во Флоренции гостеприимство и пишет о том, что «поток здравомыслия и учености соединялся [там] с сердечной теплотой, заставив меня ощутить, что я живу в золотой век культуры — на его закате, конечно, но это не делает его менее прекрасным».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+