18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четыре века обоев: картин в домах они не отменили, но потеснили точно

Выставка Faire le mur (дословно — «сделать стену») охватывает четыре века истории обоев. Из 400 тыс. образцов, что хранятся в Музее декоративного искусства Парижа, выбрали около 300 и распределили их по темам, событиям, способу производства и роли в интерьерах. Никакой хронологии.

Кто является отцом современных обоев? Если спросить французов, то они скажут: Жан-Мишель Папийон. Художник-гравировщик придумал обои печатать, положив таким образом начало промышленному производству. Раньше «домино», из которых составляли настенный рисунок, делали с помощью трафаретов или полностью вручную, как, например, китайские обои.

Исторические экземпляры попали в Музей декоративных искусств из хранилищ главных французских фабрик — Королевской мануфактуры обоев Folie Titon Жан-Батиста Ревельона в парижском предместье Сент-Антуан, той самой, с восстания на которой фактически и началась Великая французская революция. В XIX столетии, в золотой век обоев, настенные моды задавали мануфактуры Жюля Дефосса (Desfossé & Karth) и Жозефа Дюфура (Dufour & Leroy). Особенно популярными в их исполнении были панорамные обои.

В середине XIX века было принято не оставлять от стены живого места — тотальное покрытие. Но живописные пейзажи, амуры и Психеи очень скоро наскучили. В 1860-х в моду вошли обои-«обманки» — те, что притворяются колоннами, дверьми, драпировками и каминами.

В XX веке стены интерьеров становятся любимым объектом самовыражения художников. На выставке есть экземпляры за подписью пионеров ар-деко: Эмиля Жака Рульманна, кубиста Андре Маре и Леонор Фини.

К экспериментам с рисунками, по которым можно отследить историю искусства от этрусков, и мотивами — от готики к Востоку — добавляются эксперименты с материалами и текстурой. В XX веке бумагу теснят картон, кожа, ткань, металлические материалы. За современную главу выставки отвечают многопрофильные дизайнеры, как, например, Пьеро Форназетти, Жан-Шарль де Кастельбажак, Кристиан Лакруа, или специализирующиеся на интерьерах бюро (Studio Job из Антверпена, Timorous Beasties из Глазго), и в их исполнении обои уже не просто декорация, а искусство. Обои, конечно, как бы им этого ни хотелось, не отменили картины на стенах, но точно заставили их подвинуться.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+