18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Четыре века обоев: картин в домах они не отменили, но потеснили точно

Выставка Faire le mur (дословно — «сделать стену») охватывает четыре века истории обоев. Из 400 тыс. образцов, что хранятся в Музее декоративного искусства Парижа, выбрали около 300 и распределили их по темам, событиям, способу производства и роли в интерьерах. Никакой хронологии.

Кто является отцом современных обоев? Если спросить французов, то они скажут: Жан-Мишель Папийон. Художник-гравировщик придумал обои печатать, положив таким образом начало промышленному производству. Раньше «домино», из которых составляли настенный рисунок, делали с помощью трафаретов или полностью вручную, как, например, китайские обои.

Исторические экземпляры попали в Музей декоративных искусств из хранилищ главных французских фабрик — Королевской мануфактуры обоев Folie Titon Жан-Батиста Ревельона в парижском предместье Сент-Антуан, той самой, с восстания на которой фактически и началась Великая французская революция. В XIX столетии, в золотой век обоев, настенные моды задавали мануфактуры Жюля Дефосса (Desfossé & Karth) и Жозефа Дюфура (Dufour & Leroy). Особенно популярными в их исполнении были панорамные обои.

В середине XIX века было принято не оставлять от стены живого места — тотальное покрытие. Но живописные пейзажи, амуры и Психеи очень скоро наскучили. В 1860-х в моду вошли обои-«обманки» — те, что притворяются колоннами, дверьми, драпировками и каминами.

В XX веке стены интерьеров становятся любимым объектом самовыражения художников. На выставке есть экземпляры за подписью пионеров ар-деко: Эмиля Жака Рульманна, кубиста Андре Маре и Леонор Фини.

К экспериментам с рисунками, по которым можно отследить историю искусства от этрусков, и мотивами — от готики к Востоку — добавляются эксперименты с материалами и текстурой. В XX веке бумагу теснят картон, кожа, ткань, металлические материалы. За современную главу выставки отвечают многопрофильные дизайнеры, как, например, Пьеро Форназетти, Жан-Шарль де Кастельбажак, Кристиан Лакруа, или специализирующиеся на интерьерах бюро (Studio Job из Антверпена, Timorous Beasties из Глазго), и в их исполнении обои уже не просто декорация, а искусство. Обои, конечно, как бы им этого ни хотелось, не отменили картины на стенах, но точно заставили их подвинуться.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+