Выставка Faire le mur (дословно — «сделать стену») охватывает четыре века истории обоев. Из 400 тыс. образцов, что хранятся в Музее декоративного искусства Парижа, выбрали около 300 и распределили их по темам, событиям, способу производства и роли в интерьерах. Никакой хронологии.
Кто является отцом современных обоев? Если спросить французов, то они скажут: Жан-Мишель Папийон. Художник-гравировщик придумал обои печатать, положив таким образом начало промышленному производству. Раньше «домино», из которых составляли настенный рисунок, делали с помощью трафаретов или полностью вручную, как, например, китайские обои.
Исторические экземпляры попали в Музей декоративных искусств из хранилищ главных французских фабрик — Королевской мануфактуры обоев Folie Titon Жан-Батиста Ревельона в парижском предместье Сент-Антуан, той самой, с восстания на которой фактически и началась Великая французская революция. В XIX столетии, в золотой век обоев, настенные моды задавали мануфактуры Жюля Дефосса (Desfossé & Karth) и Жозефа Дюфура (Dufour & Leroy). Особенно популярными в их исполнении были панорамные обои.
В середине XIX века было принято не оставлять от стены живого места — тотальное покрытие. Но живописные пейзажи, амуры и Психеи очень скоро наскучили. В 1860-х в моду вошли обои-«обманки» — те, что притворяются колоннами, дверьми, драпировками и каминами.
В XX веке стены интерьеров становятся любимым объектом самовыражения художников. На выставке есть экземпляры за подписью пионеров ар-деко: Эмиля Жака Рульманна, кубиста Андре Маре и Леонор Фини.
К экспериментам с рисунками, по которым можно отследить историю искусства от этрусков, и мотивами — от готики к Востоку — добавляются эксперименты с материалами и текстурой. В XX веке бумагу теснят картон, кожа, ткань, металлические материалы. За современную главу выставки отвечают многопрофильные дизайнеры, как, например, Пьеро Форназетти, Жан-Шарль де Кастельбажак, Кристиан Лакруа, или специализирующиеся на интерьерах бюро (Studio Job из Антверпена, Timorous Beasties из Глазго), и в их исполнении обои уже не просто декорация, а искусство. Обои, конечно, как бы им этого ни хотелось, не отменили картины на стенах, но точно заставили их подвинуться.