18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очередь на Бакста

После феноменального успеха двух московских выставок подряд — Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее и выставки русского театрально-декорационного искусства «Прорыв» в Театральном музее имени А.А.Бахрушина — открывшаяся 24 февраля в Государственном Русском музее выставка Льва Бакста по всем признакам должна вызвать такой же интерес публики, ведь это автор того же художественного круга и схожего направления. Пока не ясно, побьет ли проект Русского музея рекорды посещаемости, но на вернисаже было как в час пик. По узнаваемости образов Бакст не особенно уступает тому же Серову: в сознании зрителя «Ужин» или «Портрет Дягилева с няней» прочно ассоциируются с Серебряным веком.

Эта экспозиция не претендует на статус ретроспективы, поскольку известны далеко не все работы, сделанные художником после отъезда в 1913 году в Европу и Америку (о чем в каталоге выставки пишет ее куратор Владимир Круглов). Однако к 150-летию со дня рождения Льва Бакста собрано около 160 произведений из отечественных государственных и частных собраний, включая такие нехарактерные вещи, как написанное по заказу Военно-морского министерства и хранящееся в Центральном военно-морском музее в Петербурге большое многофигурное полотно «Встреча адмирала Ф.К.Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (1900).

Художественное наследие Бакста выглядит достаточно скромным по объему и поделено на четыре зала. Открывает выставку одна из самых известных и внушительных станковых работ художника — написанный в 1907 году «Древний ужас», а завершает огромный расписной занавес «Элизиум» для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской 1906 года. Также среди представленного в Корпусе Бенуа — реконструкции театральных костюмов по эскизам Бакста.

Работая за рубежом над постановками «Русских сезонов» Лев Бакст, которому в 1912 году как еврею было отказано в праве проживать в Петербурге, оказывается одним из самых востребованных художников российского происхождения — в Европе и особенно в Америке с 1913 года и до самой смерти в 1924-м ежегодно проходит по несколько его выставок. Целый зал в Русском музее посвящен поздним работам Бакста в области дизайна тканей; интереснейшие эскизы орнаментов и образцы тканей из собрания московской галереи «Наши художники», сделанные в 1920-е годы, показывают его как художника складывающегося ар-деко.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+