После феноменального успеха двух московских выставок подряд — Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее и выставки русского театрально-декорационного искусства «Прорыв» в Театральном музее имени А.А.Бахрушина — открывшаяся 24 февраля в Государственном Русском музее выставка Льва Бакста по всем признакам должна вызвать такой же интерес публики, ведь это автор того же художественного круга и схожего направления. Пока не ясно, побьет ли проект Русского музея рекорды посещаемости, но на вернисаже было как в час пик. По узнаваемости образов Бакст не особенно уступает тому же Серову: в сознании зрителя «Ужин» или «Портрет Дягилева с няней» прочно ассоциируются с Серебряным веком.
Эта экспозиция не претендует на статус ретроспективы, поскольку известны далеко не все работы, сделанные художником после отъезда в 1913 году в Европу и Америку (о чем в каталоге выставки пишет ее куратор Владимир Круглов). Однако к 150-летию со дня рождения Льва Бакста собрано около 160 произведений из отечественных государственных и частных собраний, включая такие нехарактерные вещи, как написанное по заказу Военно-морского министерства и хранящееся в Центральном военно-морском музее в Петербурге большое многофигурное полотно «Встреча адмирала Ф.К.Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (1900).
Художественное наследие Бакста выглядит достаточно скромным по объему и поделено на четыре зала. Открывает выставку одна из самых известных и внушительных станковых работ художника — написанный в 1907 году «Древний ужас», а завершает огромный расписной занавес «Элизиум» для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской 1906 года. Также среди представленного в Корпусе Бенуа — реконструкции театральных костюмов по эскизам Бакста.
Работая за рубежом над постановками «Русских сезонов» Лев Бакст, которому в 1912 году как еврею было отказано в праве проживать в Петербурге, оказывается одним из самых востребованных художников российского происхождения — в Европе и особенно в Америке с 1913 года и до самой смерти в 1924-м ежегодно проходит по несколько его выставок. Целый зал в Русском музее посвящен поздним работам Бакста в области дизайна тканей; интереснейшие эскизы орнаментов и образцы тканей из собрания московской галереи «Наши художники», сделанные в 1920-е годы, показывают его как художника складывающегося ар-деко.