18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Викторианская цепь Николая II из частной коллекции стала государственной

Королева Елизавета II передала Викторианскую цепь Николая II из Королевской коллекции Великобритании на бессрочное экспонирование в Оружейной палате Музеев Московского Кремля, где награда была показана в 2015 году на выставке «Рыцарские ордена Европы», еще находясь в частной коллекции Андрея Хазина.

«За всю историю только эта Викторианская цепь была на открытом антикварном рынке и периодически продавалась на аукционах, в том числе в Великобритании. Там она и была приобретена и абсолютно легально вывезена оттуда. На арт-рынке цепь атрибутировалась как награда, принадлежавшая хедиву, вице-султану Египта Аббасу II Хильми-паше. Однако во время подготовки прошлогодней выставки выяснилось, что это цепь Николая II», — рассказал TANR Андрей Хазин после подписания сегодня всех необходимых документов.

Частное лицо не имеет права запрашивать информацию у хранителей Королевской коллекции Великобритании, однако статус Музеев Московского Кремля позволил сделать это; таким образом установили, что Викторианская цепь за номером 24 принадлежала царю Николаю II. Согласно регламенту после смерти награжденного ее должны были вернуть в Великобританию, однако революция 1917 года спутала планы. В итоге Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения первых лиц и знати иностранных держав, попала в Гохран и была продана среди множества других предметов в 1920-х годах. После того как выяснилась принадлежность цепи, коллекционер направил официальное обращение королеве Елизавете II с предложением передать знак английской стороне, на что та ответила согласием и, в свою очередь, пожелала, чтобы награда бессрочно экспонировалась в Музеях Московского Кремля.

«Это довольно распространенная практика в Европе, но для нас это первый случай. У нас есть определенные обязательства перед Королевской коллекцией. В частности, если там решат эту награду показать на какой-либо выставке или устроить выставку у себя, то мы должны будем ее предоставить, после чего она вернется к нам в музей», — пояснила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Викторианская цепь Николая II не единственная награда российских монархов, бесследно исчезнувшая после 1917 года и теперь вновь обретенная. В прошлом году благодаря меценатам в Музеи Московского Кремля поступило 104 императорских ордена и медали Российской империи в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. Большая часть наград, в том числе орденские бриллиантовые знаки членов императорской семьи, как и Викторианская цепь Николая II, после революции поступила в Гохран для последующей продажи из Оружейной палаты. Наиболее ценными из обретенных в музее считают два экспоната: цепь ордена Белого орла, изготовленную для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+