Ретроспектива, открывшаяся 26 февраля в Центре искусства и культуры Лугано (LAC), действительно беспрецедентна даже для такой знаковой фигуры русского авангарда, как Александр Родченко, интерес к наследию которого ведущих мировых музеев и широкой публики сравним разве что с интересом к наследию другого гуру авангарда — Казимира Малевича. Во впечатляющем своими размерами пространстве LAC, одном из трех отведенных под временные экспозиции, представлены винтажные фотографии, коллажи, печатные издания, кино- и рекламные плакаты Родченко — всего 316 экспонатов. Столь амбициозный проект сегодня под силу только московскому Мультимедиа Арт Музею, обладающему самой большой коллекцией работ художника.
Куратор выставки, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, выстроила сценарий экспозиции, следуя не только хронологии творчества Александра Родченко, но и его темам, не менее новаторским, чем эксперименты с формой и материалами. Сначала идут фотомонтажи и коллажи начала 1920-х, использованные в оформлении печатной продукции и самой известной работы Родченко в этом жанре — издания «Про это» Владимира Маяковского. Здесь же рекламные плакаты, тоже созданные совместно с Маяковским и ставшие эталонными образцами для подобной продукции в 1920-е годы.
Затем показана фотография, которой Родченко начал заниматься с 1924 года, она и принесла ему мировую известность: знаменитые снимки крупным кадром, такие как «Портрет матери» (1924), «Пионерка» и «Трубач» (оба — 1930), портретная серия друзей и единомышленников — Маяковского, Осипа и Лили Брик, Николая Асеева и Константина Мельникова. Отдельно сгруппированы архитектурные фотографии со знаменитыми родченковскими головокружительными ракурсами («Дом на Мясницкой», 1925, «Дом Моссельпрома», 1926, «Лестница», 1929). Здесь же очень редкие пикториальные фото Родченко. О том, что Александр Родченко был и пионером российской репортажной фотосъемки, свидетельствуют кадры с заводов и крупных строек.
Вслед за ними идут фотографии, посвященные спортивным праздникам конца 1920–1930-х, вовсе не случайно оказавшиеся в одном экспозиционном пространстве со снимками 1929 года, изображающими заводскую серийную продукцию и перекликающимися со стройными рядами и конструкциям из человеческих тел на фоне развевающихся знамен спортивной серии. На смену постреволюционному хаосу и свободе пришел тоталитаризм сталинской эпохи, где человеку была отведена роль той же серийной шестеренки.
Предпоследний раздел посвящен мало известным широкой публике поздним фотографиям Родченко (1930-е — начало 1940-х). Здесь, в частности, репортажи со строительства Беломорканала, Большой театр и отдельная серия, посвященная цирку.
«Это действительно самая полная ретроспектива фотографического искусства Родченко, выставка, показывающая трансформацию его искусства на фоне перемен, которые происходили в стране. Например, когда единственным художественным направлением был объявлен социалистический реализм, а единственным заказчиком произведений искусства стало государство, Родченко выбирает цирк как последнее более или менее свободное пространство самовыражения. И это как бы его молчаливое сопротивление режиму. О глубоком внутреннем кризисе в этот поздний период свидетельствуют не только эти снимки, но и дневники Родченко», — говорит Ольга Свиблова.
Тем не менее выставка завершается на оптимистической ноте — парящими в пространстве тремя геометрическими мобилями (1920–1921) в залитом естественным светом последнем зале экспозиции. Они вновь возвращают зрителя к началу, ко времени революционного строительства светлого будущего, вдохновлявшего Родченко на создание шедевров.
Выставка продлится до 8 мая.