18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Фабрику искусства» придумали Кранахи, а вовсе не Уорхол

№41
Материал из газеты

Работы знаменитой династии соберут на выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке династии Кранахов обещают 48 живописных работ и более 50 листов графики из ГМИИ и Государственного Эрмитажа, а также из музеев Берлина, Будапешта, Готы, Мадрида и Праги. Главным же событием выставки станет воссоединение собрания произведений Лукаса Кранаха Старшего из замка Фриденштайн: после Великой Отечественной войны оно в составе других перемещенных культурных ценностей оказалось на хранении в ГМИИ и впоследствии было частично возвращено в Германию.

Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Его мастерская стала настоящей фабрикой искусства, где помимо подмастерьев работали и сыновья художника. Старший, Ганс, умер в возрасте 24 лет, оставив небольшое наследие, а вот благодаря Лукасу Кранаху Младшему мастерская функционировала вплоть до XVII века: сначала он повторял сюжеты отца, а затем нашел и свою манеру. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. произведений: количество Венер, Адамов и Ев, Саломей исчислялось десятками, число Мадонн с младенцами приближалось к двум сотням. Характерно, что после получения дворянского титула Кранах Старший заменил подпись изображением своего герба, тем более что его произведения часто были плодом коллективного труда. Поэтому сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».

Будучи придворным художником при дворе трех курфюрстов, Кранах много работал на заказ. И это притом что его заказчики могли быть идеологическими антиподами! К примеру, мастер дружил с отцом Реформации Мартином Лютером — в экспозиции будут гравюры с его изображением. Но близость к реформаторам не мешала Кранаху выполнять заказы их врага  — архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Покровитель искусства, тот заказал Кранаху написать около 150 картин для 16 алтарей нового кафедрального собора в Галле.

Впрочем, в лучших работах Кранаха Старшего воплощались и догматы нового учения. Так, в картине Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529) из замка Фриденштайн редкий сюжет, придуманный самим художником. Можно сказать, что это живописный манифест Реформации, утверждающий, что спасение приходит не через добрые дела, но через крещение.

Кранах был одним из первых немецких живописцев, изобразивших обнаженную натуру, уступив первенство лишь Альбрехту Дюреру. Как и многие его современники, он обращался к мифологии, зачастую изображая в виде Венер и Саломей придворных дам. Ранние картины Кранаха с изображением обнаженных в полный рост, как, например, Венера и Амур (1509)  из Эрмитажа, еще целомудренны.

Однако затем градус привлекательности в женских образах увеличивается: в мехах, вуалях, шляпках, они не только соблазнительны, но и жеманны. У позднего Кранаха появляется характерный типаж Прекрасной дамы, вдохновленный образом герцогини Саксонской Сибиллы фон Клеве. Черты Сибиллы с ее портрета из замка Фриденштайн можно увидеть в картинах Юдифь на пиру в лагере Олоферна и Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1531). 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+