18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Фабрику искусства» придумали Кранахи, а вовсе не Уорхол

№41
Материал из газеты

Работы знаменитой династии соберут на выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина

На выставке династии Кранахов обещают 48 живописных работ и более 50 листов графики из ГМИИ и Государственного Эрмитажа, а также из музеев Берлина, Будапешта, Готы, Мадрида и Праги. Главным же событием выставки станет воссоединение собрания произведений Лукаса Кранаха Старшего из замка Фриденштайн: после Великой Отечественной войны оно в составе других перемещенных культурных ценностей оказалось на хранении в ГМИИ и впоследствии было частично возвращено в Германию.

Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Его мастерская стала настоящей фабрикой искусства, где помимо подмастерьев работали и сыновья художника. Старший, Ганс, умер в возрасте 24 лет, оставив небольшое наследие, а вот благодаря Лукасу Кранаху Младшему мастерская функционировала вплоть до XVII века: сначала он повторял сюжеты отца, а затем нашел и свою манеру. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. произведений: количество Венер, Адамов и Ев, Саломей исчислялось десятками, число Мадонн с младенцами приближалось к двум сотням. Характерно, что после получения дворянского титула Кранах Старший заменил подпись изображением своего герба, тем более что его произведения часто были плодом коллективного труда. Поэтому сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».

Будучи придворным художником при дворе трех курфюрстов, Кранах много работал на заказ. И это притом что его заказчики могли быть идеологическими антиподами! К примеру, мастер дружил с отцом Реформации Мартином Лютером — в экспозиции будут гравюры с его изображением. Но близость к реформаторам не мешала Кранаху выполнять заказы их врага  — архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Покровитель искусства, тот заказал Кранаху написать около 150 картин для 16 алтарей нового кафедрального собора в Галле.

Впрочем, в лучших работах Кранаха Старшего воплощались и догматы нового учения. Так, в картине Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529) из замка Фриденштайн редкий сюжет, придуманный самим художником. Можно сказать, что это живописный манифест Реформации, утверждающий, что спасение приходит не через добрые дела, но через крещение.

Кранах был одним из первых немецких живописцев, изобразивших обнаженную натуру, уступив первенство лишь Альбрехту Дюреру. Как и многие его современники, он обращался к мифологии, зачастую изображая в виде Венер и Саломей придворных дам. Ранние картины Кранаха с изображением обнаженных в полный рост, как, например, Венера и Амур (1509)  из Эрмитажа, еще целомудренны.

Однако затем градус привлекательности в женских образах увеличивается: в мехах, вуалях, шляпках, они не только соблазнительны, но и жеманны. У позднего Кранаха появляется характерный типаж Прекрасной дамы, вдохновленный образом герцогини Саксонской Сибиллы фон Клеве. Черты Сибиллы с ее портрета из замка Фриденштайн можно увидеть в картинах Юдифь на пиру в лагере Олоферна и Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1531). 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+