На выставке династии Кранахов обещают 48 живописных работ и более 50 листов графики из ГМИИ и Государственного Эрмитажа, а также из музеев Берлина, Будапешта, Готы, Мадрида и Праги. Главным же событием выставки станет воссоединение собрания произведений Лукаса Кранаха Старшего из замка Фриденштайн: после Великой Отечественной войны оно в составе других перемещенных культурных ценностей оказалось на хранении в ГМИИ и впоследствии было частично возвращено в Германию.
Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Его мастерская стала настоящей фабрикой искусства, где помимо подмастерьев работали и сыновья художника. Старший, Ганс, умер в возрасте 24 лет, оставив небольшое наследие, а вот благодаря Лукасу Кранаху Младшему мастерская функционировала вплоть до XVII века: сначала он повторял сюжеты отца, а затем нашел и свою манеру. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. произведений: количество Венер, Адамов и Ев, Саломей исчислялось десятками, число Мадонн с младенцами приближалось к двум сотням. Характерно, что после получения дворянского титула Кранах Старший заменил подпись изображением своего герба, тем более что его произведения часто были плодом коллективного труда. Поэтому сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».
Будучи придворным художником при дворе трех курфюрстов, Кранах много работал на заказ. И это притом что его заказчики могли быть идеологическими антиподами! К примеру, мастер дружил с отцом Реформации Мартином Лютером — в экспозиции будут гравюры с его изображением. Но близость к реформаторам не мешала Кранаху выполнять заказы их врага — архиепископа Альбрехта Бранденбургского. Покровитель искусства, тот заказал Кранаху написать около 150 картин для 16 алтарей нового кафедрального собора в Галле.
Впрочем, в лучших работах Кранаха Старшего воплощались и догматы нового учения. Так, в картине Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529) из замка Фриденштайн редкий сюжет, придуманный самим художником. Можно сказать, что это живописный манифест Реформации, утверждающий, что спасение приходит не через добрые дела, но через крещение.
Кранах был одним из первых немецких живописцев, изобразивших обнаженную натуру, уступив первенство лишь Альбрехту Дюреру. Как и многие его современники, он обращался к мифологии, зачастую изображая в виде Венер и Саломей придворных дам. Ранние картины Кранаха с изображением обнаженных в полный рост, как, например, Венера и Амур (1509) из Эрмитажа, еще целомудренны.
Однако затем градус привлекательности в женских образах увеличивается: в мехах, вуалях, шляпках, они не только соблазнительны, но и жеманны. У позднего Кранаха появляется характерный типаж Прекрасной дамы, вдохновленный образом герцогини Саксонской Сибиллы фон Клеве. Черты Сибиллы с ее портрета из замка Фриденштайн можно увидеть в картинах Юдифь на пиру в лагере Олоферна и Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1531).