В феврале московский арт-рынок был взбудоражен законопроектом Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации, который разработал Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ. В соответствии с законопроектом предлагалось обязать регистрировать все «ценности» старше 70 лет в специально созданном реестре и получать на каждый предмет паспорт с экспертизой, без которого, в случае принятия закона, станет невозможным распоряжаться имуществом.
Кто будет вести этот реестр и как гарантировать его приватность, было неясно, но больше всего законопроект поражал грандиозностью. Музейный фонд РФ насчитывает свыше 80 млн единиц; если предположить, что во владении граждан находится хотя бы десятая часть от этого количества, получается, что паспортизировано и внесено в реестр должно быть около 8 млн культурных ценностей. Кроме того, планировалось ввести «стандарт экспертизы» и обязательное страхование экспертов.
После активного обсуждения в прессе и накануне внесения закона на рассмотрение Госдумой 4 февраля по инициативе антикваров была созвана пресс-конференция, на которой внезапно выяснилось, что Александр Швейдель, инициатор законопроекта в его сегодняшнем виде, не был уполномочен делать заявления о завершении работы. Сам Швейдель на пресс-конференции не появился. Галина Запорожец, помощник Оганеса Оганяна, руководителя рабочей группы, которая занимается разработкой законопроекта, заявила, что «ни в марте, ни в мае этот закон не будут обсуждать, закон не доработан». Прозвучали мнения о том, что законопроект лоббирует интересы страховщиков или вовсе создан с целью обогащения инициаторов нововведения.
Ольга Мазур, лондонский консультант по правовым вопросам оборота культурных ценностей, пояснила TANR: «Культурные ценности как юридическая дефиниция — предмет темный и специфическому правовому регулированию поддается с трудом. В представленном законопроекте неискушенный законодатель относит к культурным ценностям „движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, и имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение“. Согласно подобному определению практически все окружающие нас на территории РФ предметы материального мира могут выступить в качестве культурных ценностей. Например, семейные фотографии, тем более давние, безусловно, свидетели времени, имеют историческое значение. Предметы быта и интерьера в каждом российском доме в той или иной степени созданы творческим трудом и вполне обладают художественным и культурным значением».
Везде в мире государство подключается к регулированию оборота культурных ценностей только в крайних случаях, а обычно оно осуществляется профессиональными сообществами продавцов и экспертов.
В прежнем виде проект закона Об обороте культурных ценностей рассмотрен не будет, однако полностью инициатива не отменена. После широкого общественного резонанса создатели законопроекта обещали учесть мнение членов художественного сообщества и участников арт-бизнеса при подготовке нового документа. В связи с этим TANR спросила у представителей самых разных отраслей мира искусства, что бы они все же изменили в действующем законодательстве.
«ЗАФИКСИРОВАТЬ ТРАДИЦИИ»
Денис Лукашин
Управляющий партнер Группы компаний «Арт Консалтинг»
Некоторые законы, регулирующие оборот культурных ценностей, уже сильно устарели. По сути, отрасль живет традициями делового оборота, сложившимися в профессиональной среде. Был бы полезен законодательный акт, фиксирующий сложившиеся традиции, описывающий действующие де-факто процедуры, утверждающий профессиональные термины и понятия. Но этот акт не должен дублировать уже действующие нормы и вводить новые процедуры, препятствующие развитию рынка. На дворе XXI век, государство заинтересовано отдавать регулирующие функции профессиональным сообществам.
«ОБЛЕГЧИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В МУЗЕЯХ»
Александр Елисеев
Председатель Комитета по обеспечению оборота культурных ценностей, сохранности культурного наследия и меценатству при Московской торгово-промышленной палате, член экспертного совета Союза оценщиков
Если Министерство культуры РФ и руководители музеев считают, что национальным культурным достоянием являются только предметы из фондовых собраний и только они подлежат защите, то тогда возникает противоречие: выводя из национального достояния предметы искусства, находящиеся в частной собственности коллекционеров, на каком основании государство осуществляет запрет их вывоза за рубеж, то есть накладывает обременение на распоряжение личной собственностью?
Если же к национальному достоянию относятся и коллекции произведений выдающихся авторов, находящиеся в частной собственности, то возникает другое противоречие. Оно сводится к констатации самоустранения государственных должностных лиц на основе запрета 2006 года от защиты этой части национального достояния — посредством введения запрета на экспертизу частных работ при помощи сопоставления с эталонными музейными работами. Это очень неприятный, но очевидный вывод.
«УПРОСТИТЬ ВВОЗ ИСКУССТВА»
Владимир Овчаренко
Основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey, коллекционер
Законодательство работает против рынка современного искусства. Что надо улучшить? Отменить НДС при постоянном ввозе произведений искусства на территорию РФ. Разрешить временный ввоз без уплаты гарантийного взноса не только госструктурам и музеям, но и всем участникам рынка. Можно наладить процесс регистрации в Минкульте, чтобы избежать злоупотреблений. Продал — заплати пошлину, не продал — вывози обратно.
Если государство боится нарушений, можно ввести экспериментальный порядок на пять лет. Думаю, что всем очень понравится, особенно зрителям, ведь они получат возможность увидеть лучшие произведения мирового искусства.
«НЕ ВЫТЕСНЯТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ В ПОДПОЛЬЕ»
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа
У нас в России сейчас очень важный этап, который правильно надо понять и оценить: многие коллекционеры везут вещи в Россию, покупая их за рубежом. Надо сделать так, чтобы они не увезли их обратно, чтобы эти вещи остались здесь. Сейчас есть один законопроект, который предполагает введение паспортов на все частные владения искусством. Если он будет принят, у нас коллекционеры опять уйдут в подполье.
«УПРОСТИТЬ ВЫВОЗ ИСКУССТВА И ОТЛАДИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА СЛЕДОВАНИЯ»
Василий Бычков
Президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров
В России нещадное налогообложение коммерческого ввоза сочетается с огромными пошлинами на вывоз культурных ценностей. Это необоснованное логикой ценности предмета искусства положение, сохраняющееся в законодательстве с советских времен. Препятствием к вывозу должны служить не сроки изготовления вещи, а ее ценность для национальной культуры. Можно было бы ввести приоритетное право для национальных музеев на выкуп предмета, заявленного к вывозу, в течение определенного времени.
Галереи, работающие на арт-рынке, понимают необходимость выплаты авторского вознаграждения при повторной продаже предметов искусства. Но при этом существующее законодательство в этой сфере несовершенно, как и практика его применения.