Не успела отгреметь в Еврейском музее и центре толерантности выставка «Моя алая родина» британского художника индийского происхождения Аниша Капура, как он опять напомнил о себе. Два дня назад газета Daily Mail сообщила, что Капур получил эксклюзивные права на использование вещества Vantablack, которое имеет самый черный цвет в мире.
Права на его обладание скульптору передала компания Surrey NanoSystems. «Это такой черный цвет, что вы не можете этого увидеть. Это недоступно человеческому глазу. Это нереальное вещество нереального качества. В своем творчестве я всегда использовал экзотические материалы (воск, жир. — ТАNR) из-за того, что они заставляют чувствовать», — говорит Капур. «Представьте, что вы оказались в пространстве, где у вас отсутствуют какие-либо органы чувств, и чувство времени тоже. Вы должны, не руководствуясь ими, достичь в этой дезориентации внутри себя чего-то иного», — продолжает он.
Вещество [(1)[Vantablack]], которое запатентовал Капур, поглощает 99,96% падающего на него света. Для сравнения, самый черный уголь способен поглотить не более 96% света. Вещество разрабатывалось в первую очередь для аэрокосмической и оборонной отраслей. В данный момент образец Vantablack можно увидеть в лондонском Музее науки.
Передача Капуру эксклюзивных прав на использование Vantablack вызвала резкую критику со стороны художников. В частности, возмутился британец Кристиан Ферр. «Этот цвет в мире изобразительного искусства как динамит. У нас должно быть право пользоваться им. Не могут права на него принадлежать одному человеку», — заявил он.
В истории мирового искусства уже был такой случай. Шестьдесят лет назад, в 1956 году, французский художник Ив Кляйн запатентовал придуманный им состав под названием International Klein Blue. Патент был выдан не на определенный оттенок синего, а на технологию его получения и закрепления.
Также свой запатентованный цвет имеет Эйфелева башня. С 1968 года каждые семь лет ее красят в определенный оттенок «коричневого эйфелевого».