Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центральный Манеж, Москва, Россия
14 августа — 6 сентября 2015
Генеральный директор МВО «Манеж»: Ирина Толпина
Куратор: Вера Трахтенберг
Число произведений: более 350
Работы предоставлены: МВО «Манеж» (Музей Вадима Сидура), галерея «Триумф», личные коллекции
Выставка наследия трех советских скульпторов-модернистов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта и близких им по духу современников. Развитие их идей иллюстрировали работы современных художников (Анатолий Осмоловский, Хаим Сокол, Дмитрий Гутов, группа АЕS + F и др.). Название выставки отсылает к статье 1987 года нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга, после которой в Москве был организован Музей Вадима Сидура.
Нападение на выставку вандалов, разрушивших несколько работ ее главного героя — Вадима Сидура, вызвало широчайший резонанс, который отвлек внимание от достоинств самой экспозиции. Это было масштабное и продуманное кураторское высказывание, посвященное феномену современной скульптуры в России. Впервые так наглядно была проведена линия от оттепельных экспериментов, через «подпольный» нонконформизм эпохи застоя к современной ситуации. Нельзя не отметить и выдающийся дизайн выставки. МВО «Манеж» показало креативный подход к использованию своих фондов и актуализировало наследие Вадима Сидура — единственного послевоенного российского скульптора, получившего международное признание.
Фонд Байелера, Базель, Швейцария
4 октября 2015 — 10 января 2016
Директор фонда: Сэм Келлер
Куратор: Мэтью Дратт
Число произведений: около 50
Работы предоставлены: 20 музеев и частных собраний, в их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, 17 региональных российских музеев, Центр Жоржа Помпиду, Стеделейк-музей, Государственный музей современного искусства в Салониках (коллекция Костаки), Музей современного искусства в Нью-Йорке
Выставка была посвящена 100-летию «Черного квадрата» Казимира Малевича. Это академическая реконструкция «0,10 — последней футуристической выставки картин», состоявшейся в Петербурге в 1915 году, где впервые было показано знаковое произведение Малевича. В исторической выставке участвовало 14 художников, в их числе Натан Альтман, Иван Клюн, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова. Были собраны сохранившиеся работы с той выставки или работы того же времени вместо утраченных.
Куратор Мэтью Дратт, за плечами которого ретроспектива Казимира Малевича в нью-йоркском Музее С. Гуггенхайма, превратил модную идею выставки-реконструкции в важнейший академический труд, воссоздав с помощью коллег принципиальную для истории искусства выставку, где впервые состоялась презентация революционных работ русского авангарда. Это позволило публике и специалистам не только еще раз удивиться смелости его лидеров, но и оценить художественный контекст эпохи в его полноте и разнообразии. Высококлассная работа фонда включала и издание большого каталога (в том числе на русском языке).
Помимо прочего, основная выставка сопровождалась специальным проектом о влиянии идей Малевича на современное мировое искусство «Черное солнце». Выставка в Базеле может служить образцом международного музейного сотрудничества и примером выдающейся академической работы, позволившей зарубежному зрителю расширить свое представление о достижениях русского искусства.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
9 июня — 30 августа 2015
Директор музея: Марина Лошак
Кураторы: Александр Ровнер (внук Александра Колдера, глава фонда), Александра Данилова, старший научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина, Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Число произведений: 56
Работы предоставлены: Фонд Колдера в Нью-Йорке, ГМИИ им. А.С.Пушкина, частные коллекции
Первая в России ретроспектива американского скульптора Александра Колдера со скульптурой, живописью, графикой, охватывающая период с 1927 по 1976 год.
Показ в России важнейших фигур мирового искусства — необходимая часть просветительской деятельности наших крупных музеев. При этом устраивать подобные выставки государственным музеям становится все сложнее, поэтому надо отдать должное ГМИИ им. А.С.Пушкина, который в такой ситуации находит возможности для международного сотрудничества.
Приятно отметить, что выставка представила творчество Александра Колдера, одного из главных новаторов ХХ века, достаточно полно и ярко. В Москву привезли его знаковые скульптуры, а экспозиция сопровождалась фильмами о художнике.
Государственный центр современного искусства, бывшая гостиница «Исеть», Екатеринбург; различные площадки в Екатеринбурге и еще 11 городах Уральского региона, Россия
9 сентября — 10 ноября 2015
Комиссар: Алиса Прудникова
Кураторы основного проекта: Ли Чженьхуа (Пекин, Цюрих), Биляна Чирич (Шанхай)
Число произведений: 61 художник из 21 страны
В 2015 году темой биеннале была выбрана «Мобилизация». В структуру биеннале входит основная выставка, программа резиденций (15 художников из 8 стран создали работы на основе ресурсов промышленных предприятий региона, всего участвовало 11 фабрик), перформанс-платформа, образовательная программа (международный симпозиум в Уральском университете), специальные проекты (в их числе выставка «Департамент труда и занятости», подготовленная совместно с Государственной Третьяковской галереей, куратор Кирилл Светляков), параллельная программа — всего 50 событий в разных местах городской среды.
Третий выпуск Уральской индустриальной биеннале закрепил ее положение и репутацию самого авангардного и перспективного фестиваля современного искусства не только в российских регионах, но и вообще в стране. По международному резонансу, привлечению ярких зарубежных кураторов и масштабу Уральская биеннале в этот раз превзошла даже Московскую биеннале, проходившую в то же время. Один из главных секретов успеха Екатеринбурга — в том, что удачно найденный бренд «индустриальной» не остался лишь манифестом. Биеннале сотрудничает с местными промышленными предприятиями и предлагает публике и художникам переосмыслить историческое наследие региона, а также привлекает внимание к судьбе памятников конструктивизма. Основная выставка биеннале прошла в этот раз в таком памятнике — закрытой и требующей реконструкции гостинице, а художники, благодаря остроумной кураторской идее, исполнили роль «постояльцев», каждый из которых предложил свою интерпретацию реального и культурного пространства города.
Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, Россия
7 октября 2015 — 31 января 2016
Директор музея: Зельфира Трегулова
Кураторы: Ольга Атрощенко, хранитель отдела живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ, Мария Кривенко, хранитель отдела графики XVIII — начала XX века ГТГ, Торстенсен Лидия Александровна, хранитель отдела графики XVIII — начала XX века
Число произведений: 250
Работы предоставлены: 29 музеев и частных собраний, в их числе Музей Орсе и Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии (Копенгаген)
Масштабная ретроспектива творчества Валентина Серова (1865–1911). Помимо хрестоматийных произведений впервые российской публике было показано несколько редких работ, в том числе портрет Александра III из Копенгагена и театральный занавес к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада» из коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.
Выставка снискала феноменальный успех и поставила рекорд посещаемости для экспозиции русского художника (485 тыс. человек). Сам факт такого успеха, вошедший в анналы как «очередь на Серова» — люди стояли во многочасовых очередях в мороз, — сделал выставку предметом широких дискуссий. Очевидно, что главная роль в успехе принадлежит самому музею, нашедшему эффективную рекламную стратегию выставки: Валентина Серова позиционировали прежде всего как «любимого художника», «главного русского художника», и это сработало. Выставка привлекла как широкую публику, так и профессионалов, ее посетил и президент Владимир Путин. Она оказалась универсальной с точки зрения аудитории и в этом отношении по-своему уникальной.
Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Основатель: Дарья Жукова
Директор: Антон Белов
Главный куратор: Кейт Фаул
Основанный в 2008 году как Центр современной культуры, «Гараж» в июне 2015-го переехал в новое здание в Парке Горького, отвечающее его нынешнему статусу музея. Павильон ресторана «Времена года» 1968 года площадью около 5,5 тыс. кв. м был реконструирован по проекту голландского архитектора Рема Колхаса и его бюро ОМА. Новый облик зданию придала футуристическая обшивка из прозрачного поликарбоната. В нем разместились выставочные залы, кинозал, кафе, книжный магазин.
Открытие музея стало событием международного уровня. У музея появилась возможность показывать масштабные выставки, такие как первая в России ретроспектива Луиз Буржуа, и развернуть исследовательские и образовательные проекты. В числе новшеств — заказы произведений ведущим мастерам для пространства «Атриум», первой стала работа Эрика Булатова. Музей открыл общедоступную библиотеку по современному искусству. А его издательская программа в 2015 году получила премию нашей газеты. Лекции и семинары для профессионалов сочетаются в «Гараже» с программами для детей и посетителей с особенностями развития. «Гараж» делает особый акцент на своем архиве современного русского искусства и позиционирует его как первый в России специализированный научный центр в этой области. Болельщики музея ждут, когда он представит и свою коллекцию произведений искусства.
Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 20–22
Основатель и генеральный директор: Наталия Опалева
Арт-директор и куратор: Полина Лобачевская
Открывшийся в марте 2015 года, частный Музей АЗ посвящен одному художнику — легендарному герою московского андерграунда Анатолию Звереву (1931–1986) — и обладает одной из крупнейших коллекций его произведений и документов: 1,5 тыс. работ самого Зверева и еще примерно 500 — художников его круга. 600 работ Анатолия Зверева были переданы музею в дар Аликой Костаки, дочерью коллекционера Георгия Костаки. Музей занимает небольшое здание, поэтому работает в формате тематических выставок, которые меняются каждые три месяца и сопровождаются специально снятыми фильмами и вечерами. Музей издает прекрасно иллюстрированные книги на основе своей коллекции, которые можно купить там же. Летом на крыше открыто кафе.
Создатели музея изобретательно и новаторски подошли к жанру «музей одного художника», продумав динамичный и эффектный дизайн здания, выставок, книг, фильмов, сайта, и в этом могут служить примером многим институциям такого формата. Музей АЗ не рассматривает себя как застывший мемориал, рассчитанный только на верных поклонников богемного гения, но постоянно расширяет аудиторию, остроумно подавая свою коллекцию и сотрудничая с разными организациями (например, с Московским зоопарком) и современными художниками. Уютное и камерное место позволяет не просто познакомиться с разными гранями таланта Анатолия Зверева, но и окунуться в поэтическую атмосферу московской богемы 1960‑х годов, ее легенд и героев.
Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3
Основатели: Наина Ельцина, Фонд Ельцина
Исполнительный директор: Александр Дроздов
Создание Президентского центра Б.Н.Ельцина (Ельцин центр) было инициировано частным Фондом Ельцина, созданным семьей первого президента, и профинансировано на самом высоком уровне. Центр открыли 25 ноября Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Это институция нового формата — для сохранения и изучения исторического наследия первого президента России. В нем работают мультимедийный музей и архив. А также есть библиотека, образовательный и детский центры, выставочные залы. Площадь составляет 22 тыс. кв. м. Переданное центру готовое офисное здание было адаптировано московским архитектором Борисом Бернаскони. Над созданием музея работала большая команда: концепция разработана при участии американского бюро Ralph Appelbaum Associates; «сценарий» написан режиссером Павлом Лунгиным; компьютерная анимация создана Джаником Файзиевым. Постскриптумом к экспозиции служит картина Эрика Булатова «Свобода», специально заказанная 82-летнему классику семьей первого президента России.
Первый в постсоветское время опыт создания музейной экспозиции, посвященной исключительно новейшей российской истории, и даже больше — политической истории. Это не столько мемориал конкретного лидера, сколько попытка наглядно представить борьбу политических идей, значение тех или иных законов, драматичную смену государственного устройства. Помимо того, что в обществе существуют противоречивые оценки эпохи Бориса Ельцина, сложность задачи усугублялась тем, что в экспозиции нужно было совместить подлинные вещи и мультимедийные технологии, позволяющие задействовать огромное количество информации. Серия эмоциональных картин-инсталляций дополнена массой документов и аттракционов (например, процесс приватизации можно изучить с помощью игры вроде «Монополии»). Такой тип музея рассчитан на самого разного зрителя — от школьников до политологов. Это первый за пределами Москвы и Петербурга музей столь высокого уровня современных технологий.
Москва, Зубовский б-р, д. 2
Генеральный директор: Алина Сапрыкина
В историческом комплексе Провиантских складов, памятнике русского классицизма, где базируется Музей Москвы, ведется непрерывная выставочная деятельность: тут можно увидеть как неформальные художественные объединения, так и, например, детские рисунки писателя Юрия Трифонова или историю ЗИЛа в фотографиях. Во внутреннем дворе в теплое время года регулярно проводятся разнообразные фестивали — от блошиного рынка до праздников еды. В мае 2015 года после реконструкции открылся Музей археологии Москвы на Манежной площади (входит, как и еще несколько филиалов, в состав музейного объединения), где в экспозицию внедрены новые мультимедийные технологии, работает школа начинающего археолога для детей. Реставрация корпусов начата без закрытия музея.
Музей Москвы, ранее Музей истории и реконструкции Москвы, активно ищет свое новое лицо, почерк, стиль. После ребрендинга акцент в деятельности музея сместился с истории на живую и современную Москву и ее жителей. Музей стремится к новому формату «музея города», кардинально отличающемуся от привычного краеведения. Осенью в Музее Москвы состоялся международный слет представителей таких музеев со всего мира. Это междисциплинарная институция, гостеприимно открытая и современному искусству, и представителям разнообразных креативных индустрий, чем заслужила репутацию одного из самых динамичных музейных центров столицы.
Москва, ул. Петровка, д. 25, и еще три площадки
Основатель: Зураб Церетели
Исполнительный директор: Василий Церетели
Московский музей современного искусства эксплуатирует все свои площадки — а их четыре, — представляя на выставках панораму современного российского искусства, художников разных поколений и творческих ориентаций. Помимо основной экспозиции коллекции музея на Петровке, тоже регулярно меняющейся, ММОМА делает специальные проекты, как, например, совместная с галереей «Триумф» выставка Recycle Group на Венецианской биеннале 2015 года. Выпускается журнал, функционируют Свободные мастерские для начинающих художников, работает одно из лучших в городе музейных кафе.
Музей последовательно и методично представляет современное российское искусство и делает это наиболее подробно и объективно, не отдавая явного предпочтения одному течению или периоду. Особенно ценно, что наряду с признанными мастерами он организует персоналки восходящих звезд или художников, находящихся в зените славы и актуальности. И здесь музей вне конкуренции. В 2015 году особенно запомнились ретроспективы, поставившие на новый, академический уровень двух художников, чье творчество связано с перформансом: Владислава Мамышева-Монро и Андрея Бартенева. Музейный показ таких эфемерных жанров, как перформанс и стрит-арт (ранее там прошла ретроспектива звезды стрит-арта Паши 183), особенно важен для развития российской художественной сцены.
Комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства в 2011, 2013 и 2015 годах
При организационной и финансовой поддержке основателя фонда Stella Art Foundation в павильоне прошли три выставки: «Пустые зоны» (Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия», куратор Борис Гройс), «Даная» (Вадим Захаров, куратор Удо Киттельман), «Зеленый павильон» (Ирина Нахова, куратор Маргарита Тупицына). За три года павильон России посетило более 1 млн человек, совокупный бюджет составил около 100 млн руб. государственных и спонсорских средств.
Стелла Кесаева подняла представительство России на биеннале на новый профессиональный уровень, предоставив художникам возможность реализовать свои самые смелые замыслы в самом лучшем качестве. Каждая из выставок была сложной и эффектной инсталляцией. Впервые в павильоне прошла персональная выставка художника-женщины. Впервые были привлечены не только художники-звезды, но и иностранные кураторы-звезды.
Основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» в Москве
Владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма в прошлом году вошел в попечительский совет Государственной Третьяковской галереи. В 2015 году организовал на свои средства выставки «Искусство в эвакуации» (ИРРИ) и Russia on the Road («Россия в пути») (в Палаццо делле Эспозициони в Риме ее посетило 60 тыс. человек). Оказывает поддержку Институту русской цивилизации и Российскому военно-исторического обществу. При его участии в Третьяковской галерее в марте открывается выставка «Гелий Коржев. Имею право…»
Выставки, которые устраивает ИРРИ, дают повод включить в публичный оборот новый материал — из частных коллекций, расширить представление о том или ином мастере, как в случае с Гелием Коржевым, новый всплеск интереса к творчеству которого спровоцирован деятельностью ИРРИ. И знакомят зарубежную публику с русскими живописцами ХХ века, восполняя недостаток международных проектов на государственном уровне.
Основатель фонда Art Russe
В марте — апреле 2015 года фонд Art Russe (до 2014 года — Арт-фонд семьи Филатовых) организовал в лондонской галерее Чарльза Саатчи выставку «Наследие Второй мировой войны в русском искусстве». Фонд поддержал выставку «Космонавты: рождение космической эры» в лондонском Музее науки (сентябрь 2015 года — март 2016 года). В конце года прошла первая масштабная выставка российского и советского искусства «Коллекция российского и советского искусства XX века Art Russe: война и мир» в Объединенных Арабских Эмиратах (Абу-Даби).
Популяризация русского искусства и, шире, достижений советского времени за рубежом — конек Андрея Филатова. Особо стоит отметить поддержку важнейшей выставки «Космонавты: рождение космической эры». Помимо легендарных космических артефактов, она представила и новые сюжеты и темы в искусстве, вдохновленные освоением космоса. В этом году выставку планируют показать на ВДНХ в Москве.
Коллекционер, основатель Благотворительного фонда «Поколение»
Известный коллекционер русского искусства конца XIX — начала ХХ века, сопредседатель попечительского совета Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. На основе коллекции Петра Авена и основателя музея Neue Galeriе Рональда Лаудера в музее последнего в Нью-Йорке в 2015-м прошла выставка «Русский модернизм: пересечения немецкого и русского искусства. 1907–1917» (куратор Константин Акинша). Благотворительный фонд «Поколение», основанный Петром и Еленой Авен, в 2015 году поддержал ряд выставок в Латвии. Петр Авен — один из инициаторов международной группы экспертов «Проект по изучению российского авангарда».
Впервые за время, прошедшее с эпохальной выставки «Россия!» (2005–2006) в Музее С.Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Америке была показана столь масштабная выставка русского искусства. Эта частная инициатива особенна важна в условиях почти замороженного культурного обмена между США и Россией.
Основатели Фонда культуры «Екатерина» в Москве
В 2015 году фонд «Екатерина» в Москве представил несколько выставок современного искусства, в их числе «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986–1992». Екатерина Семенихина как почетный консул РФ в Княжестве Монако инициировала Год России в Монако, центральным событием которого стала экспозиция «От Шагала до Малевича: революция авангарда» в Форуме Гримальди с работами из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Екатерина и Владимир Семенихины продолжают свою культуртрегерскую деятельность «на два фронта». В Москве их зал сохраняет статус места для выставок современного российского искусства почти музейного формата. В Монако чета Семенихиных инициирует крупные культурные события, представляя российское искусство из музейных собраний.
Санкт-Петербургский государственный цирк.
1877. Архитектор Василий Кенель (1834–1893)
Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 3, литера А
Работы выполнил: проектный институт ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС)
Первый в России стационарный каменный цирк. Ребристую конструкцию купола, сферу диаметром 49,7 м без внутренней опоры, спроектировали Отто Крель и Рудольф Бернгард. Реставраторам удалось сохранить этот изношенный купол, возведя над ним дублирующую несущую структуру. Восстановили роскошные интерьеры, декор фасада и скульптуру «Искусство».
К открытию цирку вернули историческое имя — в честь его основателя Гаэтано Чинизелли. Само открытие, на которое приехал знаменитый клоун Олег Попов, вызвало огромный общественный подъем. Архитектурная ценность здания во много раз усилена его значением легендарного центра культурной жизни города, ауру которого реставраторам удалось ему вернуть.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Директор музея: Марина Лошак
Рабочая группа: Игорь Бородин, зав. отделом реставрации; Людмила Акимова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира;
Юлия Устинова, зав. мастерскими реставрации прикладного искусства;
Марина Титова, реставратор выcшей категории;
Дмитрий Калиничев, старший научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира
Более десяти лет реставраторы и научные сотрудники ГМИИ им. А.С.Пушкина собирают из отдельных фрагментов коллекцию берлинских музеев, практически уничтоженную во время бомбардировок в мае 1945 года. Значительная ее часть — кипрская и италийская керамика. Кипрские древности включают более 200 терракотовых скульптур и приблизительно столько же расписных ваз, которые были рассыпаны на десятки мелких кусков.
Работа далека от завершения — однако и промежуточные результаты впечатляют.
Реставрация кипрских древностей — это многолетняя запредельно кропотливая и рукодельная работа, не сулящая широкого публичного резонанса, но, несомненно, достойная того, чтобы ее отметить. В музейный обиход возвращены замечательные самодостаточные артефакты, расширяющие античные коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Недостающие фрагменты некоторых сосудов или фигурок находятся в настоящее время в античном собрании Берлина. Но воссоединять части предметов искусства, которые принадлежат разным государствам, — компетенция уже не реставраторов, а политиков.
1929. Архитектор Константин Мельников (1890–1974)
Москва, ул. Стромынка, д. 6
Работу выполнили: Архитектурно-строительная компания «Доминанте», главный архитектор реставрации Сергей Лесников
Клуб Союза коммунальников (Дом культуры) им. И.В.Русакова, памятник советского конструктивизма и одно из главных творений Константина Мельникова, занесен в список Всемирного фонда архитектуры. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал этот проект, длившийся два с половиной года, «одним из самых крупных реставрационных объектов столицы». Были раскрыты заложенные окна, восстановлены авторские надписи на фасадах и многое другое. Здание приспособлено и под нужды расположенного в нем Театра Романа Виктюка.
Привести в надлежащий вид постройки Константина Мельникова — наш долг перед историей не только русской, но и мировой архитектуры. Принципиально было восстановить здание так, как оно было задумано, убрав позднейшие искажения. Теперь можно оценить уникальность этой постройки и без стыда занести ее в список главных московских достопримечательностей.
Совместный проект нидерландского Фонда культурной инвентаризации (SCI) на базе Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля при участии Государственной службы Нидерландов по культурному наследию (RCE) и Реставрационного ателье Лимбурга (SRAL)
Куратор со стороны Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля: Елена Реутова
Куратор со стороны Голландии: Лия Гортер
Проект стартовал в 2011 году с крупнейших музеев страны, а ныне охватил и провинциальные сибирские музеи. Изучение, опись и каталогизация произведений голландского и фламандского искусства XVII–XIX веков за пределами США и Европы сочетаются с помощью российским музейщикам — от семинаров и совместной атрибуции до оснащения реставрационных мастерских современным оборудованием. Базой проекта в Сибири стал Омский музей изобразительных искусств.
Нестандартный и весьма действенный, без «для галочки» взаимовыгодный интернациональный проект продолжительностью до 2017 года, в рамках которого вещи из российских (в том числе провинциальных) музеев попадают в голландскую базу данных и начинают участвовать в международных выставках. Кроме того, голландские специалисты обучают русских коллег и помогают оснащению их мастерских. Совместными усилиями ученых двух стран исследуются и атрибутируются картины голландской и фламандской школ XVII–XIX веков. А на базе международного семинара реставраторов и искусствоведов в Омске начинает воплощаться в жизнь идея межрегиональных реставрационных мастерских.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Директор ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: Александр Лесовой
Директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Светлана Мельникова
Реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: Александр Горматюк
Представлены результаты многолетней реставрации реликвии, памятника домонгольского периода, начатой Игорем Грабарем в 1918 году. Последний период работ занял около пяти лет. Была частично раскрыта первоначальная живопись. Это дало возможность увидеть замысел автора XII века, отличающийся от традиционной иконографии. Но главное, что памятник, чье состояние в 2009 году было признано аварийным, был сохранен.
Открытие лика Богородицы позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Это имеет важнейшее значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для верующих, для которых эта икона является чудотворным образом.
Сост. А. Шабуров. Екатеринбург: Уральский филиал Государственного центра современного искусства, 2015.
Автор идеи: Александр Шабуров
Кропотливое исследование трудов и биографии «уральского Пригова», универсального андерграундного художника. Евгений Малахин (1938–2005), ставший известным под псевдонимом старик Б.У.Кашкин, структурировал неформальное культурное пространство Свердловска-Екатеринбурга, оставив после себя массу хрупких артефактов — от росписей гаражей и кухонных досок до частушек — и множество учеников. Автор книги, готовившейся больше десятилетия, Александр Шабуров, известный художник из группы «Синие носы», как раз из его последователей.
Монументальный, любовно оформленный том впервые проявил важнейшую фигуру уральского андерграунда, без такой мемориальной заботы явно обреченную на забвение. Замечательная инициатива, которая и памятник верности ученика своему учителю, и актуальный художественный проект, инсталляция «Синих носов» в свернутом виде, некогда представленная на Третьей Московской биеннале.
Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа и др. М: Ad Marginem, 2015.
Автор идеи: Антон Белов
Дизайн: Дмитрий Мордвинцев (ABCDesign)
Вышедшая в совместной издательской программе Музея современного искусства «Гараж» и Ad Marginem, настоящая хрестоматия — каталог всех явлений, течений, крупнейших художников и важнейших артефактов XX века. Сборник статей и эссе известных кураторов и искусствоведов показывает последовательное, шаг за шагом, развитие западного искусства в прошлом веке в двух направлениях: во-первых, как хронику событий, во-вторых, как интерактивный квест с пересекающимися ссылками.
Впервые изданная на русском история мирового искусства ХХ века в изложении его крупнейших теоретиков, таких как Клемент Гринберг или Розалинда Краусс, представляет в основном американскую школу искусствознания, наиболее влиятельную и авторитетную в отношении модернизма и постмодернизма. Объемный кураторский труд, «Искусство с 1900 года» можно использовать и как доступно написанный справочник, и как учебник.
Редакторы-сост. А. Ипполитов, В. Успенский. М.: Кучково поле, 2015.
Составители: Аркадий Ипполитов, Василий Успенский
Дизайнер: Ирина Тарханова
Каталог выставки, открывавшей Год культуры России — Италии: сначала в Музее Коррера в Венеции, затем в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева и Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в Москве. Выставку в России разделили на две части — «царскую» и «советскую». Это позволило показать историю России как эволюцию архитектурных форм, идущих от великого итальянца, когда осмысление наследия Андреа Палладио связывается с основными этапами роста, расцвета и заката империи.
Оригинальная концепция не только самой выставки, но и изысканно придуманной книги последовательно воплощается и в макете, и в изящных, отнюдь не наукообразных эссе. Среди достоинств этой книги альбомного формата — нестандартный подбор иллюстраций, нерядовое полиграфическое исполнение в двух равнозначных томах, один из которых издан на русском, другой на итальянском языке.
Материалы научной конференции (14–16 марта 2012 года) / Институт теории и истории изобразительных искусств РАХ. М: БуксМАрт, 2014.
Составитель сборника: Анна Флорковская
Ответственный редактор: Михаил Бусев
Директор Института теории и истории изобразительных искусств РАХ: Андрей Толстой
Монументальный, богато иллюстрированный сборник статей и очерков, посвященный изучению неформального (андерграундного) искусства в СССР. Главная цель сборника — попытка выработать единую концептуальную и терминологическую базу для описания разных видов и подвидов реализма, экспериментов с фактурой и натурой — до всевозможных региональных изводов модерна и постмодерна.
Широкая география исследований (от Кировограда до Челябинска и от Санкт-Петербурга до Одессы), наличие малоизвестных региональных течений и отдельных художников делают этот коллективный труд важным явлением, так как амбициозная задача выработать единую концептуальную, методологическую и терминологическую базу для описания неофициального искусства в СССР все еще не решена.
Москва: «Новое литературное обозрение», 2015.
Издатель: Ирина Прохорова
Редактор серии: Галина Ельшевская
Серия основана в 2003 году. В 2015 году в ней вышло девять книг, среди которых исследования классического и современного искусства, переводы, оригинальные монографии, сборники статей и архивных документов, посвященные отдельным художникам и другим важным фигурам мира искусства.
Единственная в своем роде и дольше всех существующая в российском книгоиздании серия книг об искусстве и визуальной культуре. Из выпущенных в ней книг можно составить разнообразную библиотеку по искусству, сочетающую известный академизм со стилистическими вольностями. В прошлом году в серии вышло максимальное количество книг, каждая из которых, благодаря тщательному отбору, представляет особый интерес, будь то актуальность темы и героев или интеллектуальное изящество подхода. Даже скромные черно-белые репродукции (позволяющие сделать издания дешевле) концептуально обыграны.